В четверг, 17 мая 2012 года в Государственной Думе при Комитете ГД по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству состоялись парламентские слушания на тему «О саморегулировании в сфере управления многоквартирными домами». В них приняли участие депутаты Государственной Думы, представители федеральных органов исполнительной власти РФ, законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, муниципальных образований, Общественной палаты РФ, представители научного и экспертного сообщества.
Главной темой слушаний под председательством Галины Хованской стал проект федерального закона № 623780-5 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации», внесенный членами Совета Федерации, и практический региональный опыт саморегулирования в сфере управления многоквартирными домами, его положительные и отрицательные аспекты. Обсуждаемый законопроект, подчеркнула Галина Хованская, планируется Государственной Думой к рассмотрению в ближайшую пленарную неделю. Докладчиками были начальник Управления по контролю ЖКХ, строительства и природным ресурсам ФАС России М. Кононенко, первый заместитель председателя Комитета ГД по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Е. Николаева, советник Министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан Е. Волков, заместитель директора Департамента инновационного развития и корпоративного управления Минэкономразвития России В. Федотов и другие.
Оживленная дискуссия развернулась по вопросу добровольного и обязательного саморегулирования. Был обсужден имеющийся опыт саморегулирования в России. Несмотря на то, что около 80 процентов многоквартирных домов фактически управляется именно управляющими организациями (непосредственно или по договору с ТСЖ), в то же время регулирование в этой сфере явно недостаточное: отсутствуют правила и требования к профессиональной деятельности, не разработаны стандарты качества работ и услуг по управлению многоквартирными домами, фактически отсутствует ответственность участников рынка (в том числе финансовая). «Мы за то, чтобы государство ушло из тех сфер, где его присутствие является избыточным и лишним. Но в тоже время нам нужно очень аккуратно делать первые шаги, учитывая опыт работы ресурсоснабжающих организаций, которые действуют практически в 2/3 российских регионов», — отметила Галина Хованская.
Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, один из соавторов проекта федерального закона Елена Николаева подчеркнула, что введение членства в саморегулируемых организациях на обязательной основе является принципиальной и концептуальной новеллой внесенного законопроекта. «Саморегулирование – это один из наиболее действенных механизмов контроля, который дает возможность профессионалам рынка, а не чиновникам определять основные правила игры. Мы считаем, что именно обязательное членство способно защитить интересы граждан», — отметила Е.Николаева.
Директор Департамента жилищно-коммунального хозяйства Министерства регионального развития Российской Федерации Ирина Булгакова сообщила, что Правительство Российской Федерации дало положительный отзыв на законопроект, учитывая незначительные поправки.
В качестве основной проблемы по итогам слушаний участники обозначили неэффективность регулирования рынка управления жилищным фондом и неорганизованность профессионального сообщества как такового. Они пришли к выводу о необходимости введения саморегулирования в сфере управления многоквартирными домами, создания Национального объединения в этой сфере, а также разработки технического регламента, стандартов и правил деятельности, подготовке квалифицированных кадров.
Директор управления правового обеспечения саморегулирования Ассоциации СРО «Единство» Игорь Карноух отметил нужность и своевременность поднятой в парламенте темы и выразил надежду, что благодаря законопроекту будет соблюден баланс интересов между всеми заинтересованными участниками этого рынка: «Все мы видим ту ситуацию, которая сложилась у нас на рынке управления многоквартирными домами, где отсутствие регулирования стало причиной не только коммунальных войн, но зачастую возможностью для махинаций недобросовестных управляющих компаний. Выходом из сложившейся ситуации должен стать переход сферы ЖКХ на саморегулирование, являющееся эффективным механизм контроля. В этих условиях все возникающие проблемы решают не чиновники, а сообщество профессионалов».