ОАО «Армада» (ММВБ, РТС: ARMD) опубликовало предварительные финансовые результаты за 2007 г. «Это был первый год, который «Армада» провела в качестве самостоятельной компании, и я очень доволен достигнутыми результатами. Осуществление IPO на российских фондовых биржах позволило нам профинансировать ряд сделок по покупке новых компаний. Все эти бизнесы были успешно интегрированы в группу и продемонстрировали отличные результаты деятельности, существенно опережающие наши прогнозы, что благоприятно отразилось на консолидированных финансовых показателях», - заявил генеральный директор ОАО «Армада», Алексей Кузовкин. «В 2008 году мы намерены продолжить реализацию стратегии, направленной на сочетание уверенного органического роста и развития за счет консолидации новых активов. При этом основными источниками финансирования наших приобретений станут как собственные средства компании, так и выпуск долговых инструментов», - добавил г-н Кузовкин.
Выручка и рентабельность. Консолидированная выручка 2007 г. составила $130,5 млн., увеличившись на 62% по сравнению с предыдущим годом. Основными факторами увеличения выручки стали: органический рост доходов группы и приобретение новых активов, повлекшее за собой не только расширение клиентской базы и спектра предоставляемых услуг, но также открывшее новые возможности для осуществления перекрестных продаж внутри холдинга.
Приобретение новых компаний способствовало росту доли направления «ИТ-услуги» в структуре выручки «Армады», что, в свою очередь, сказалось на увеличении рентабельности по EBITDA. Значение данного показателя в 2007 г. составило 14,8%, против 13,9% в 2006 г. В структуре выручки 2007 г. 47% пришлось на направление «Аппаратное обеспечение», 42% - на направление «Разработка и внедрение ПО» и 11% - на «ИТ-услуги».
Разработка и внедрение ПО. В 2007 г. доходы от направления
«Разработка и внедрение ПО» составили $55,3 млн., что на 51% выше, чем в 2006 г. Основными видами деятельности «Армады» в рамках данного направления являются: разработка программного обеспечения и специализированных баз данных, а также создание корпоративных информационных систем.
В октябре 2007 г. «Армада» объявила о приобретении контрольной доли в ООО «Единые торговые системы» (ЕТС), ведущем разработчике систем электронной торговли. ЕТС успешно реализовала проекты по автоматизации госзакупок в Белгородской, Тюменской, Калининградской, Саратовской областях, Пермском крае и республике Башкортостан. Среди корпоративных клиентов ЕТС ряд крупных коммерческих организаций, таких как Alcatel, British American Tobacco и группа «Амурметалл».
В конце 2007 г. «Армада» начала участвовать в масштабном проекте по внедрению свободного программного обеспечения на базе Linux в российских общеобразовательных учреждениях. В настоящее время осуществляется установка пилотных дистрибутивов в школах республики Татарстан, Пермского края и Томской области. Предполагается, что данный проект станет первым шагом на пути к созданию в России собственной операционной системы с открытым кодом, которая будет использоваться в государственных структурах и коммерческих организациях.
ИТ-услуги. Выручка от оказания ИТ-услуг в 2007 г. увеличилась в четыре раза по сравнению с 2006 г. (с $3,7 млн. до $14,8 млн.). Основной вклад в рост доходов данного направления внесли приобретенные в середине 2007 г. компании PM Expert и Союзинформ, ключевыми видами деятельности которых являются оказание услуг ИТ-аутсорсинга, ИТ-консалтинга, обучение и управление проектами. Обе компании успешно завершили год, а основные финансовые показатели их деятельности существенно превысили ожидания «Армады» на момент совершения покупок.
В прошедшем году завершены работы по созданию инженерной и ИТ-инфраструктуры для ряда государственных учреждений, в том числе Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Министерства финансов РФ. ИТ-консультанты компании привлекались в процессе реализации таких проектов, как строительство трубопровода Восточная Сибирь – Тихий океан, а также при создании единых статистических информационных систем для агропромышленного комплекса и гражданской авиации. Одним из крупнейших заказчиков стало российское подразделение автоконцерна Тойота Мотор, для которого в 2007 г. было реализовано 11 проектов, направленных на оптимизацию финансовых, складских и логистических процедур.
Аппаратное обеспечение. В 2007 г. направление «Аппаратное обеспечение» принесло группе $60,4 млн. (+50% к уровню предыдущего года). Этот сегмент бизнеса в группе «Армада» в основном представлен компанией Helios IT-Solutions, которая за прошедший год реализовала целый ряд комплексных проектов по поставке оборудования, работ и услуг как государственным, так и негосударственным структурам. В том числе, компания успешно модернизировала сетевую и вычислительную инфраструктуру Росстата, а также осуществила модернизацию системы коммерческого учета электроэнергии для ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (ФСК ЕЭС). В сентябре 2007 г. Helios IT-Solutions подтвердила звание «Поставщик товаров, работ и услуг для города Москвы».
IPO. В июле 2007 г. «Армада» первой из российских ИТ-компаний провела IPO на биржах РТС и ММВБ, в ходе которого было размещено 2 млн. обыкновенных акций или 17% увеличенного уставного капитала. Бумаги были предложены инвесторам по цене 380 руб. за акцию, а объем спроса превысил предложение в 9,5 раз. В конце 2007 г. обе биржи включили акции ОАО «Армада» в котировальные списки «Б» (изначально бумаги торговались в котировальных списках «И»).
Интеграция новых компаний. Существенное внимание в ОАО «Армада» уделяется вопросам интеграции новых покупок в структуру группы. С целью облегчения данного процесса в 2007 г. был создан профильный департамент по интеграции, основные задачи которого – составление общего плана взаимодействия в сферах кадровой политики, маркетинга и продаж, координация совместной деятельности всех предприятий группы, а также выявление и распространение лучших практик.
Летом 2007 г. состоялся переезд в новое офисное здание, что позволило объединить на одной территории большинство компаний, входящих в группу, повысить эффективность взаимодействия между подразделениями, а также снизить административные издержки.
Клиентская база. Как и в 2006 г., основными клиентами компании в 2007 г. являлись государственные структуры и корпорации с государственным участием, на долю которых пришлось 45% консолидированной выручки ОАО «Армада». Продолжалось активное сотрудничество с финансовыми организациями и предприятиями промышленности и энергетики. При этом доходы, полученные от каждого отдельного заказчика, не превышали 10% совокупной выручки. Приобретение новых активов позволило привлечь на обслуживание новых клиентов, в числе которых TNK-BP, Тойота Мотор, Министерство финансов РФ, Московская городская телефонная сеть, компания «Нестле» и др. По итогам 2007 г. общее число клиентов «Армады» превысило 1100.
Стратегия и прогноз на 2008 год. Стратегия ОАО «Армада» нацелена на последовательный рост в высокорентабельных сегментах ИТ-рынка, таких как «Разработка и внедрение ПО» и «ИТ-услуги». Увеличению выручки данных направлений будет способствовать как органический рост, так и совершение ряда приобретений. По оценкам менеджмента, в 2008 г. органический рост доходов группы составит 27-30%. Таким образом, ожидается, что консолидированная выручка по итогам года (без учета возможных приобретений) достигнет $165-170 млн. В среднесрочной перспективе прогнозируется рост рентабельности по EBITDA до уровня 17%.