Транспортные объекты, как особо важные и ответственные, подлежат постоянному наблюдению и периодическому обследованию. То же касается их защитных сооружений. В процессе эксплуатации само сооружение может изменять своё положение из-за кренов, сдвигов, перекосов и просадок. Это возможно из-за усталостного разрушения элементов конструкции сооружения, внешних воздействий и нарушения режима работы грунтов основания.
Геодезический мониторинг пространственного положения сооружений основывается на создании специальной геодезической сети исходных пунктов, относительно которых определяются параметры перемещений и производства циклических геодезических наблюдений относительно пунктов этой сети.
Пункты геодезической сети располагают исходя из необходимости сохранности их стабильного положения и удобства выполнения геодезических работ. В транспортной геодезии сеть исходных пунктов (реперов) может строиться как высотная, так и планово-высотная, в зависимости от методики производства работ. Типы центров пунктов геодезической сети выбирают исходя из местных условий и требований к точности геодезических работ. Это могут быть глубинные и грунтовые реперы, и заложенные в стенах капитальных сооружений специальные марки.
В процессе геодезического мониторинга в каждом цикле измерений проверяется стабильность исходных пунктов по результатам измерений и их обработки. Нестабильные пункты, если вдруг они находятся, исключают из дальнейшей работы.
Геодезический мониторинг положения проводится измерением как по контрольным точкам (деформационным маркам), так и по характерным точкам самого сооружения относительно нескольких исходных пунктов, расположенных вне зоны возможных деформаций. Расценки геодезических работ по созданию опорной сети зависят от типов центров и количества пунктов этой сети. Количество деформационных марок на сооружении определяет стоимость геодезического мониторинга и зависит от размеров сооружения и его конструктивных особенностей. На стоимость геодезических работ влияет также размер зоны возможных деформаций.
Геодезические услуги по мониторингу проводятся циклично, в зависимости от скорости перемещений. Основные работы при геодезическом мониторинге – это геометрическое нивелирование II и I классов точности, угловые высокоточные измерения и створные наблюдения. Геодезическая фирма, выполняющая эти работы, должна быть оснащена высокоточным измерительным оборудованием.
Геодезические работы, геодезические услуги в строительстве:
Топографическая съемка местности
Геодезическая съёмка фасадов зданий и сооружений
Комплексное геодезическое сопровождение строительства
Выполнение отдельных видов инженерно-геодезических работ
Выполнение полного или выборочного геодезического контроля
Геодезический мониторинг строительных объектов и окружающей застройки
Создание опорных геодезических сетей
Исполнительная геодезическая съемка
Независимая геодезическая экспертиза
Цифровое лазерное сканирование объектов
Геодезические работы, геодезические услуги в промышленности:
Инженерно-геодезические изыскания для проектирования и привязки проектов
Геодезическое сопровождение монтажа промышленного оборудования
Проверка вертикальности, горизонтальности и соосности технологического оборудования
Геодезический контроль кренов дымовых труб и других высотных сооружений
Создание и обновление инженерно-топографических планов
Определение фактических площадей территорий
Геодезический мониторинг осадок и просадок фундаментов зданий, сооружений и их частей
Наблюдение за деформациями подпорных стен и других защитных сооружений
Специальная геодезическая съемка подкрановых путей всех видов кранов
Разбивочные геодезические работы (вынос в натуру) при строительстве, расширении, реконструкции и техническом перевооружении промышленных предприятий
Построение опорных планово-высотных геодезических сетей на промышленных площадках
Наземная тахеометрическая и аэрофотосъемка земель, инженерных сооружений, карьеров, промышленных полигонов и месторождений
Изготовление исполнительной документации в бумажном и электронном виде
Цифровое лазерное сканирование промышленных объектов и оборудования
Разработка технических паспортов на железнодорожные пути необщего пользования промышленных предприятий
Обновление планов и профилей железнодорожных путей и трубопроводов
Геодезические работы, геодезические услуги на транспорте:
Инженерно-геодезические изыскания для проектирования нового строительства, капитального ремонта, реконструкции и модернизации железнодорожных, трамвайных, монорельсовых путей и путей метрополитенов, а также автодорог и прочих транспортных сооружений
Геодезическое сопровождение при производстве нового строительства, капитального ремонта, реконструкции и модернизации сооружений транспорта
Исполнительная геодезическая съемка и выпуск технической документации по результатам геодезических измерений
Проектирование, создание и реконструкция специальных геодезических сетей на объектах транспорта, в том числе железнодорожных реперных систем контроля положения путей в профиле и плане
Создание специальных сетей геодезического мониторинга объектов транспорта, его защитных сооружений и прилегающих зон
Крупномасштабные топографические съемки, вертикальные и горизонтальные съемки отдельных площадок на сооружениях любых видов транспорта, мест пересечений и примыканий
Разработка, актуализация и согласование с необходимыми организациями пакетов эксплуатационной документации на железнодорожные пути необщего пользования (технический паспорт пути, инструкция о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования)
Инженерные изыскания для разработки документации на железнодорожные пути – изготовление плана и профиля пути, поиск и фиксация негабаритных мест, расчёт полной и полезной длины путей, расчёт тормозных башмаков для маневровых инструкций
Создание и обновление инженерно-топографических планов (геоподосновы) для проектирования, строительства и реконструкции сооружений и коммуникаций
Восстановление и закрепление границ землепользования, охранных зон сооружений, промышленных зон, полос отвода инженерных коммуникаций и территорий со специальным режимом.