Сегодня одной из наиболее актуальных проблем для администраций муниципальных образований остается вопрос разработки и утверждения генерального плана поселений и городских округов.
Необходимость составления генеральных планов населенных пунктов, прежде всего, обусловлена необходимостью пересмотра основных целей, принципов и направлений градостроительного развития территории муниципальных образований. Согласно ч.6 ст.45 ГрК РФ не допускается осуществлять подготовку документации по планировке территории при отсутствии генерального плана городского округа или поселения.
На основании этого, любое муниципальное образование не вправе осуществлять планирование, застройку и реконструкцию территории, без согласованного и утвержденного генерального плана. Иначе говоря, при отсутствующем генеральном плане поселения или городского округа становится невозможно выделение земель под застройку, под размещение крупных объектов инженерной и транспортной инфраструктур, производственных зон, объектов культуры и спорта и т.д.
По своей сути генеральный план - это картина будущего города или иного населенного пункта, которая предлагает наиболее эффективные пути решения проблем, и помогает поставить цели развития с учетом реальных временных, финансовых, организационных, человеческих и других видов ресурсов города или поселка.
По сведениям, предоставленным Министерством строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области, на сегодняшний день генеральные планы утверждены только в 7% поселений и городских округов нашей области. Такое положение вещей приводит к ряду проблем, возникающих в населенных пунктах, не имеющих генерального плана.
Например, одной из основных задач генерального плана является деление всего поселения на функциональные зоны, т.е. выделение территорий поселения, для которых определено, для какой застройки их можно использовать. То есть, в условиях изменившихся границ поселений и городских округов может оказаться невозможным процесс строительства как промышленных, так и жилых объектов, по причине отсутствия отведенных под эти цели территорий.
Очевидно, что данное обстоятельство является тормозом в развитии инфраструктуры муниципального образования. По этой причине, на основании Федерального закона от 30 декабря 2012 г. №289-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», генеральные планы и программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений и городских округов должны быть разработаны и утверждены не позднее 1 января 2014 года.
Выполняя на протяжении 7 лет кадастровые и землеустроительные работы, а также работы по проектированию, специалисты Компании «Меридиан» убеждены, что сегодня вопросы разработки генеральных планов, а также подготовки правил землепользования и застройки являются первоочередными более чем для 500 муниципальных образований Оренбургской области.