Всего за несколько дней участники Четвертого Международного молодежного промышленного форума «Инженеры будущего 2014» спроектировали и изготовили два самолета малой авиации. Таким было задание спикеров от Комсомольского-на-Амуре авиационного завода имени Ю.А.Гагарина в рамках обучения на инженерно-технологическом факультете. Благодаря ему молодые инженеры отрабатывали навыки создания проектов с учетом экономической составляющей, учились работать в группе и проводить презентации.
В проекте участвовало около 60 молодых специалистов, отдавших предпочтение обучению на инженерно-технологическом факультете в рамках летнего образовательного лагеря в Республике Башкортостан. Для выполнения задания участники были поделены на две группы: инженерное общество «МАХ» (или «Малый авиационный холдинг») и холдинг «Fivewings» (в переводе - «Пять крыльев»). Им и предстояло построить самолеты в соответствии с требованиями заказчика.
Холдинг «МАХ» возглавил инженер-технолог Московского вертолетного завода им.М.Л.Миля Илья Куртаев: «Первый день был посвящен теоретическим вопросам. Преподаватели с КнААЗа прочитали нам лекцию о том, как организовано производство в корпорации «Тойота», подробно останавливаясь на принципах бережливого производства, а также провели тренинг на сплочение. Выдали задание, согласно которому мы должны были построить летательный аппарат легкой авиации для сельского хозяйства, оборудованный системой орошения. Причем, изготовить его согласно техзаданию, в котором были указаны основные характеристики в соответствии с пожеланиями заказчика. В результате нашим группам-холдингам пришлось имитировать полный цикл производства изделия».
Как оказалось, самолет должен быть не просто уменьшенной копией, но обладать внушительными габаритами, чтобы в нем мог помещаться человек. Внутри каждого холдинга было сформировано пять команд по шесть человек, каждая из которых выполняла свою часть задания: разработкой фюзеляжа занималась одна команда, крыльев и шасси – другая, хвостовой части – третья и т.д. Причем, изготовить самолет предстояло с учетом экономической составляющей - участникам было выделено определенное количество условных единиц на приобретение материалов (фанеры, болтов, гаек) и зарплату сотрудникам.
Молодые инженеры приступили к планированию, выделили ключевые компоненты самолета, составили общий план производства. «Сотрудники холдингов» детально разрабатывали каждый узел самолета, после чего приступили к сборке летательных аппаратов.
Перед каждым холдингом стояла и другая важная задача - презентация своего самолета с перечислением преимуществ и аргументацией в пользу того, что он - лучший. Этим занимались сотрудники созданных внутри холдингов «отделов продаж», которые для презентации подготовили фотографии, экскурс в историю предприятия и даже фуршет.
Защита проектов проходила в веселой и эмоциональной атмосфере, хотя молодым инженерам пришлось отвечать на довольно серьезные вопросы заказчиков – преподавателей, в том числе, на английском языке. К чести участников, они с блеском справились со всеми заданиями. После проведения тестовых испытаний и презентаций жюри оценило работу в соответствии со строгими критериями, и победителем стал холдинг «МАХ»: именно изготовленный им самолет пожелал приобрести гипотетический заказчик.
Руководитель холдинга «МАХ» Илья Куртаев не скрывал гордости за свою команду: «Все - молодцы, мы очень плодотворно и интересно работали вместе! И, кроме того, часто помогали друг другу с коллегами из другого холдинга, делились инструментом и идеями. Так что атмосфера была потрясающая! Честно говоря, когда ехал на форум, совсем не ожидал, что здесь такая интересная и насыщенная программа: думал, будут занятия, как в университете. Действительность оказалась намного приятнее! Мне очень повезло с группой и факультетом, мы все время были заняты интересными проектами, пришлось подключать все свои интеллектуальные ресурсы и резервы. Время на форуме «Инженеры будущего» пролетело незаметно, но точно могу сказать - с пользой!»