Федеральным законом от 21.07.2014 № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», вступившим в силу с 22.07.14 (далее – Закон), изложена в новой редакции Глава III.I «Государственная кадастровая оценка». Принятие Закона обусловлено реализацией дорожной карты «Совершенствование оценочной деятельности».
Изменения в законодательстве коснулись практически всех направлений деятельности по оценке.
Так, указанным Законом предусмотрены следующие положения:
1)установлен нижний предел периодичности проведения государственной кадастровой оценки – не чаще чем один раз в три года для всех субъектов Российской Федерации (за исключением городов федерального значения, по ним нижний предел периодичности установлен не чаще чем один раз в два года) (ст.24.12);
2)установлена дата вступления в силу результатов определения кадастровой стоимости (ст.24.17);
3)введена норма о применении оспоренной кадастровой стоимости с 1 января календарного года, в котором она была оспорена, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (ст. 24.20);
4)предусмотрен новый состав комиссий по рассмотрению споров с участием представителей предпринимательского сообщества и представителей саморегулируемых организаций оценщиков, а также ограничено число представителей государственных органов - не более половины от ее численного состава (ст. 24.18);
5)введена норма, позволяющая органам государственной власти и органам местного самоуправления оспаривать полученные с использованием недостоверных сведений результаты определения государственной кадастровой стоимости объектов недвижимости в отношении объектов недвижимости, расположенных на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования (ст. 24.18);
6) введена норма об обязательном досудебном урегулировании споров о результатах определения кадастровой стоимости в комиссии для организаций и органов власти (ст.24.18);
7)установлено требование о размещении решения о проведении государственной кадастровой оценки органом, принявшим это решение (ст. 24.12);
8)установлен порядок проведения публичной экспертизы отчетов об определении кадастровой стоимости до их принятия заказчиками работ для исправления ошибок (ст. 24.15);
9)увеличен срок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссии по рассмотрению споров с 6 месяцев до окончания очередной государственной кадастровой оценки, но не более 5 лет (ст. 24.18).
Кроме того, положениями федерального закона саморегулируемые организации оценщиков наделяются функцией по контролю за деятельностью экспертов СРОО. Установлено право обжалования результатов экспертизы отчета об оценке всеми заинтересованными лицами.
Законом уточняется перечень сведений, включаемых в договор на проведение оценки. В частности, в число таких сведений теперь включаются сведения о цели оценки, дате определения стоимости объекта оценки, сведения о договоре страхования ответственности юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор. При этом датой определения стоимости объекта оценки является дата, по состоянию на которую определена стоимость объекта оценки.
Предусматриваются дополнительные требования к отчету оценки. Устанавливается, что отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа.
Рыночная стоимость, определенная в отчете об оценке, рекомендуется для совершения сделок лишь в течение 6 месяцев с даты составления отчета, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Расширяется перечень обязанностей оценщиков и юридических лиц, которые заключили с оценщиками трудовые договоры. Теперь оценщики обязаны ежеквартально представлять в саморегулируемую организацию информацию о подписанных ими отчетах, а также хранить копии отчетов и документов, на основе которых проводилась оценка, в течение 3 лет с даты составления отчета. Юридические лица, в которых работают оценщики, обязаны страховать свою ответственность.
Предусматривается возможность обжалования действий (бездействия) эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков при экспертизе отчета, а также результатов экспертизы заинтересованными лицами в саморегулируемую организацию оценщиков.
Определяются функции органов управления национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков, требования к его составу, структуре и порядку принятия им решения.