Федеральным законом от 07.06.2013 № 123-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статью 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 123-ФЗ) введен особый административный порядок изъятия в связи с ненадлежащим использованием земельного участка, предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования и праве пожизненно наследуемого владения государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию. До начала действия Закона № 123-ФЗ такие земельные участки, в случае их ненадлежащего использования (п. 2 ст. 45 Земельного кодекса РФ) изымались в судебном порядке.
Как отмечает заместитель руководителя Управления Росреестра по Пермскому краю (Управление) Наталья Носкова: «Процедура изъятия существенно упрощена, однако не возможна без привлечения нарушителя земельного законодательства к административной ответственности (ст. 8.8 КоАП РФ), выдачи предписания об устранении выявленного нарушения в соответствующие сроки. Правительство Российской Федерации разработало нормативный акт, устанавливающий порядок принятия решения о таком изъятии (Постановление Правительства РФ от 18.09.2013 № 821). И с 1 января 2014 года решение об изъятии земельного участка принимается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в двухмесячный срок со дня поступления документов из органов, уполномоченных на проведение государственного земельного надзора - Росреестра, Росприроднадзора, Россельхознадзора».
Управлением совместно с органами местного самоуправления организована работа по мониторингу данных земель на предмет их надлежащего использования. В полномочия территориального органа Росреестра входит выявление объектов проверок, в том числе на основании сведений, предоставленных органами муниципального земельного контроля.
На вопрос о том, какие земельные участки изымаются и на каком основании, Наталья Носкова пояснила следующее: «Произошедшие изменения установлены в отношении земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования и праве пожизненно наследуемого владения, в том числе предоставленных государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям. Исключением являются государственные академии наук, а также созданные такими академиями учреждения или подведомственные им учреждения.
А основаниями для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и права пожизненного наследуемого владения, является, прежде всего, «ненадлежащее использование земельного участка», а именно:
- использование земельного участка с грубым нарушением правил землепользования;
- порча земель;
- невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв;
- невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
- неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного строительства, в указанных целях в течение 3 лет, если более длительный срок не установлен законом.
Кроме того, предусмотрено изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с установленными правилами и в иных, предусмотренных федеральными законами, случаях.
Исключено из действующего законодательства такое основание для изъятия участка, как «систематическая неуплата земельного налога», но это не означает, что налог можно не платить.