Ирина Викторовна Калинина, директор филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области, рассказала о том, как реализован доступ граждан и организаций к информационным ресурсам и услугам Росреестра в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и о возможности предоставления услуг Росреестра не выходя из дома
- Прежде чем начать беседу определим, какие виды деятельности осуществляет филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области
Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области (далее – Филиал) осуществляет ведение государственного кадастра недвижимости (далее – ГКН) на территории Ульяновской области, а также полномочия по государственному кадастровому учету объектов недвижимого имущества, в том числе объектов капитального строительства; предоставлению сведений, внесенных в ГКН; определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик; внесению результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в сведения ГКН, приему документов для проведения государственной регистрации прав и предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ними, а также выдачу документов по результатам исполнения указанной государственной услуги.
- Как известно, в век информатизации большое количество людей пользуются услугами Интернета, Ирина Викторовна расскажите, как реализовано данное направление в Вашем Филиале?
Предоставление государственных услуг в электронном виде осуществляется Филиалом посредством Интернет-портала Росреестра (www.portal.rosreestr.ru). Через Портал можно подать заявление о постановке на государственный учет объекта недвижимости, заявление об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости, а также предоставить дополнительные документы по ранее поданным заявлениям, запрос о предоставлении сведений, внесенных в ГКН, и затем получить документы по результатам исполнения указанных услуг. При этом у заявителя сохраняется альтернатива: на получение документов по результатам оказания вышеуказанных услуг, как в электронном виде, так и в бумажном (получить готовый документ можно на почтовый адрес, указанный в запросе либо в заявлении, в любом пункте приема-выдачи документов Филиала либо в ОГАУ МФЦ Ульяновской области). Также, на портале можно воспользоваться бесплатным сервисом «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online», публичной кадастровой картой, с помощью которых быстро получить ряд общедоступных сведений об объекте недвижимости.
- Каковы преимущества подачи документов через Портал Росреестра?
Это значительно увеличивает доступность государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета, позволяет воспользоваться этой услугой в любое удобное для заявителя время, круглосуточно и без выходных, не тратя время на проезд и ожидание в очереди.
Использование электронных форм для предоставления услуг может также значительно ускорить и упростить их получение.
Согласно приказов ФГБУ «ФКП Росреестра» от 22.02.2013 г. № П/032 «Об установлении сокращенного срока рассмотрения заявлений о постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, поданных в электронном виде, в филиалах ФГБУ «ФКП Росреестра» и от 01.07.2013 г. № П/095 «Об установлении сокращенного срока рассмотрения заявлений о постановке на государственный кадастровый учет объектов капитального строительства, поданных в электронном виде, в филиалах ФГБУ «ФКП Росреестра» срок рассмотрения заявлений о постановке на государственный кадастровый учет объектов недвижимости, поданных в электронном виде, через Портал Росреестра составляет 10 рабочих дней
- Расскажите о порядке подачи запроса сведений ГКН посредством сети Интернет.
Первым этапом получения сведений через портал Росреестра является формирование самого запроса на предоставление сведений ГКН. Для этого необходимо выполнить следующие действия: на портале Росреестра выбрать блок «Электронные услуги» → «Подать запрос о предоставлении сведений ГКН» → «Новая форма запроса сведений ГКН». В запросе необходимо указать объект, информация о котором запрашивается, выбрать способ получения запрашиваемой информации, заполнить сведения о заявителе. Каждому запросу присваивается уникальный номер, по которому с помощью сервиса «Проверка статуса запроса» можно отследить ход его исполнения. По окончании заполнения формы запроса на Портале, на указанный адрес электронной почты приходит письмо с указанием кода платежа, используя который, заявитель может оплатить государственную услугу (не позднее 30 дней после формирования запроса).
- Резюмируя вышесказанное можно прийти к выводу, что данные услуги платны, как их оплатить?
На сегодняшний день предусмотрена возможность оплаты сведений кадастра, получаемых через Портал, посредством использования платежной системы QIWI (либо через терминалы, либо посредством перевода денег на электронный кошелек QIWI), с лицевого счета оператора мобильной связи и банковской картой, предварительно привязав к персональному QIWI-кошельку или банковской картой без привязки к QIWI-кошельку, указав при этом данные карты. При совершении платежа сумма будет списана непосредственно с банковского счета и с лицевого счета телефонного номера заявителя.
- Существует ли возможность получения сведений на безвозмездной основе и для каких категорий лиц?
Приказом Минэкономразвития России от 30.07.2010 г. № 343 «О порядке взимания и возврата платы за предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, и размерах такой платы» предусмотрена следующая категория заявителей имеющих право на безвозмездное получение сведений: федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, суды, правоохранительные органы, судебные приставы-исполнители, имеющие в производстве дела, связанные с объектами недвижимого имущества и (или) их правообладателями.
Для данной категории заявителей требуется лишь электронно-цифровая подпись (далее – ЭЦП), позволяющая удостовериться в том, что лицо, запрашивающее сведения именно то, за кого себя выдает, и определить, относится ли оно к категории лиц, имеющих право на получение таких сведений. ЭЦП может быть получена в любом из удостоверяющих центров, выполнивших условия по присоединению к выдаче ЭЦП, принимаемых Росреестром. Перечень этих центров также размещен на Портале.
- Обладает ли электронный кадастровый паспорт такой же юридической силой как и бумажный документ?
Данный электронный документ имеет равную юридическую силу, как и бумажный. Сведения, выдаваемые посредством Интернет-портала Росреестра в электронном виде, являются официальным документом, поэтому каждый исходящий документ подписывается ЭЦП уполномоченного лица органа кадастрового учета, который можно проверить с помощью сервиса «Проверка электронного документа».
Использование электронных форм для предоставления услуг может значительно ускорить и упростить их получение. Пока получение государственных услуг в электронном виде не так активно, как хотелось бы. Однако те, кто уже воспользовались порталом государственных услуг, на своем опыте убедились в удобстве и доступности такой формы обращения.
- Есть ли у граждан возможность получить услуги вашей организации на дому или на рабочем месте, не стоять в очереди в залах приема?
С 1 августа 2013 г. Филиал осуществляет выезд к заявителям для предоставления услуг Росреестра на территории МО Город Ульяновск. Как показал первый опыт, в 2013 г. услугой воспользовались небольшое количество человек, в 2014 г. популярность данного направления возросла, наблюдается увеличение выездов к заявителям. Получить Услуги Росреестра можно не выходя из дома. Для этого нужно подать заявку любым удобным способом (почта, факс, электронная почта) согласовав время и дату приема.
Бесплатно услуги по выезду к заявителям предоставляются для ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов Великой Отечественной войны, инвалидов I и II групп при предъявлении подтверждающих документов и только в отношении объектов недвижимости, правообладателем которых являются указанные лица. Для физических и юридических лиц, не относящихся к льготной категории граждан, Услуга эта платная. Для юридических лиц плата составляет 1500 рублей, для физических лиц – 1000 рублей за каждый принятый/выданный пакет документов.
Благодаря данной Услуге, граждане получают огромный ряд преимуществ:
- отсутствие очередей, следовательно, экономия времени;
- исключается необходимость посещения офисов приема-выдачи документов, что немало важно для людей с ограниченными возможностями;
- у граждан, осуществляющих сделки купли-продажи объектов недвижимости, появляется возможность совершать расчеты по данным сделкам в безопасных условиях (дома, в офисе);
- участникам сделок, держателям семейного капитала, у которых, как правило, двое и более детей, удобно получить Услугу по приобретению жилья не выходя из дома;
-у риэлторов появляется уникальная возможность продемонстрировать современный уровень сервиса, а именно, обеспечить комфорт и безопасность при покупке объектов недвижимости.
- Наша беседа проходит в конце года, можете ли Вы определить задачи, стоящие перед Вашим Филиалом в данном направлении на 2015 год.
Данное направление реализуется в рамках исполнения плана мероприятий «Дорожной карты», утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 01.12.2012 г. №2236-р и федеральной целевой программы «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014-2019гг)», одними из приоритетных задач которых являются: минимизация бумажного документооборота и перевод услуг преимущественно в электронный вид при условии сохранения комфортных условий оказания услуг заявителям и повышение информированности клиентов системы о способах и формах получения услуг.
- Ирина Викторовна, благодарим Вас за подробный рассказ о важных аспектах деятельности Кадастровой палаты Ульяновской области. Надеемся на дальнейшее сотрудничество!