Мы начинаем серию публикаций об институтах и факультетах Казанского федерального университета, призванную помочь абитуриентам определиться с выбором направления подготовки и понять, какое будущее их ждет в том или ином случае. О том, какое применение сегодня можно найти высшему филологическому образованию и какие перспективы перед будущими выпускниками открывает Институт филологии и межкультурной коммуникации, рассказывает директор Радиф Замалетдинов.
Отделение словесных наук в современности
Как известно, филологическое направление подготовки существует в Казанском университете с момента его основания. В подразделении вуза, получившем в 1804 году название отделения словесных наук, а сегодня именуемом Институтом филологии и межкультурной коммуникации (ИФМК), готовят специалистов в области русской, татарской и зарубежной филологии, а также дизайна, музыки и хореографии.
На сегодняшний день в институте функционируют 4 научно-образовательных центра (НОЦ русистики и славяноведения, НОЦ «Институт Каюма Насыри», НОЦ социокультурных и полилингвальных исследований, НОЦ по лингвистике им. И.А.Бодуэна де Куртене), Казанский международный лингвистический центр, выпускаются научные журналы «Tatarica» (международный) и «Филология и культура» (ВАКовский). Деятельность сотрудников института охватывает огромное количество направлений как в области филологии, так и в сфере искусств.
В рамках данного материала мы остановимся на наиболее значимых переменах, происходящих в последнее время в Институте филологии и межкультурной коммуникации, а также расскажем о знаковых проектах, реализуемых в его стенах.
Интернационализация контингента в числе приоритетов
С приобретением статуса федерального Казанский университет стал своеобразным магнитом для абитуриентов не только Поволжья, но и из более отдаленных регионов как России, так и мира. Выбор КФУ и Института филологии и межкультурной коммуникации в качестве alma mater открывает перед учащимися большие возможности в области реализации своего потенциала.
Среди знаковых изменений, произошедших в структуре института в этой области, стоит отметить создание Высшей школы русского языка и межкультурной коммуникации. Подобные перемены обусловлены стремлением привлечь большее количество абитуриентов из-за рубежа и необходимостью создания комфортных условий обучения для иностранных граждан. Так, в 2015 году их количество от общего контингента учащихся ИФМК планируется увеличить до 10%. Для сравнения: в прошлом году данный показатель был равен 7,5%. В структуру нового отделения вошли три кафедры: кафедра русского языка как иностранного, кафедра контрастивной лингвистики и кафедра информационных и педагогических технологий. Деятельность сотрудников последней будет направлена, прежде всего, на разработку новых технологий обучения иностранных граждан, помогающих им пройти процедуру включения в образовательный процесс наиболее безболезненно.
Что касается абитуриентов из России, ежегодно среди поступающих в Институт филологии и межкультурной коммуникации оказывается немало ребят, подающих большие надежды. Так, в этом году в списках, изложенных в приказах к зачислению в ИФМК, будут указаны фамилии двух победителей и призеров всероссийских олимпиад.
Ключевые точки роста
Необходимо подчеркнуть, что перед Институтом филологии и межкультурной коммуникации стоят столь же важные задачи по модернизации всевозможных процессов, как и перед вузом в целом. Поиск перспективных направлений развития структурного подразделения осуществляется непрерывно. Так, в этом году институт представил руководству вуза «дорожную карту» на 2015-2020 годы, в которой ключевыми точками роста названы такие научные направления, как клиническая лингвистика, нейролингвистика и квантитативная лингвистика, действующие в рамках приоритетных направлений развития вуза.
На сегодняшний день сотрудники лаборатории «Клиническая лингвистика» проводят исследования, направленные на оптимизацию существующих работ в области функциональной неврологии. Ученые занимаются изучением нейропластичности при повреждении центральной нервной системы и разработкой методов коррекции речевых функций пациента. Сбор необходимых данных происходит с согласия пациентов на базе университетской клиники (РКБ-2). Это направление реализуется совместно с Институтом фундаментальной медицины и биологии КФУ.
Что касается исследований в области квантитативной лингвистики, проводимых в рамках приоритетного направления «Инфокоммуникационные и космические технологии», здесь усилия ученых направлены на изучение языка при помощи статистических методов. Конечная цель – сформулировать законы, по которым функционирует язык, и построить общую теорию языка. К участию в реализации упомянутых проектов активно привлекаются аспиранты и магистранты профильных направлений подготовки.
Сохранить и преумножить
Помимо прочего, Институт филологии и межкультурной коммуникации принимает активное участие в реализации государственной программы по сохранению, изучению и развитию государственных языков Республики Татарстан. Под эгидой программы на базе ИФМК создан центр «Институт Каюма Насыри», деятельность которого направлена на популяризацию татарского языка за пределами республики и русского языка за пределами страны. За образец взяты аналогичные институты Германии, Испании, Китая и Турции: Институт Гете, Институт Сервантеса, Институт Конфуция и Институт Юнуса Амре. Если говорить о структуре, то основной институт, расположенный в Казанском университете, функционирует через свои центры, которые находятся в различных регионах России, а также в ближнем и дальнем зарубежье. На данный момент такие филиалы уже открыты в Москве и Астане.
Проект, в рамках которого было задумано и налажено функционирование Института Каюма Насыри, способствовал развитию другой, не менее важной инициативы сотрудников ИФМК, выразившейся в создании онлайн-школы татарского языка «Ана теле». Это первый онлайн-проект, направленный на популяризацию языков народов, проживающих на территории России. Нужно также отметить, что на момент создания «Ана теле» не существовало подобных проектов и в области сохранения русского языка. На сегодняшний день в системе зарегистрировано более 10 тысяч пользователей.
Служба спасения в области лингвистики
В процессе обучения, равно как и в профессиональной деятельности, нередко бывает нужна консультация специалиста по спорным вопросам в области лингвистики. Решением проблемных моментов такого рода также занимаются сотрудники и выпускники Института филологии и межкультурной коммуникации. Для работы с обращениями на базе института разработан и запущен проект, получивший название «Скорая лингвистическая помощь» или «Tilmach». Помимо непосредственно консультаций, участники проекта осуществляют литературный, технический, юридический и научный перевод текстов, аудио- и видеозаписей с 9 языков, выполняют стилистическое редактирование текстов, занимаются подготовкой клиентов к ЕГЭ, TOEFL, IELTS, SAT, AP, готовят к сдаче экзаменов мигрантов.
Важно также отметить, что в рамках данного проекта ведется разработка программы международной сертификации в области татарского языка. В скором времени КФУ официально станет головным центром, организующим проведение соответствующих экзаменов.
К слову, описываемый проект также является частью реализации программы по сохранению и развитию государственных языков Республики Татарстан, в связи с чем перевод первых 1000 знаков в языковой паре русский-татарский, а также консультации по русскому и татарскому языкам осуществляются на особых условиях.
От науки к искусству
Говоря об Институте филологии и межкультурной коммуникации, нельзя обойти стороной процессы, происходящие в отделении искусств, носящем название Высшей школы искусств им. С.Сайдашева. На этом направлении отличительной чертой ИФМК является то, что в реализации творческих проектов при желании могут принимать участие не только студенты, обучающиеся на профильных направлениях подготовки, но и учащиеся других отделений. Для реализации разносторонних талантов сегодняшних студентов в институте созданы все условия. У нас работают два молодежных театра – «Мизгел» и «Ладья», постановки которых вызывают неизменный интерес зрителей. Кроме того, в структуре института создано 15 творческих коллективов – вокальных и хореографических, ежегодно добивающихся признания на конкурсах различных уровней.
Не стоит забывать и о столь популярном сегодня направлении подготовки, как дизайн. Здесь важно отметить, что образование дизайнеров, в первую очередь, основано на практической деятельности. Ежемесячно в Институте филологии и межкультурной коммуникации организовываются различные выставки, на которых студенты представляют свои работы на суд зрителя. Так, сейчас в ИФМК открыта выставка «Современный взгляд на классику», в экспозицию которой вошли выполненные студентами дизайн-проекты интерьеров и фасадов зданий Казанского университета, варианты костюмов коллективов ИФМК и предложения, касающиеся создания фирменного стиля институтов вуза. Представленные работы получили высокую оценку, предполагается, что некоторые из них после ряда доработок могут быть воплощены в жизнь.