Сфера ЖКХ одна из наиболее непрозрачных в экономике. Она открывает большие возможности для коррупционных махинаций на всех уровнях власти. Один из способов достичь нужных результатов – манипуляция с тарифами за ЖКУ.
Тарифы утверждаются уполномоченным органом исполнительной власти региона на основе требований профильной федеральной службы и пожеланий управляющих компаний. Не всегда определением стоимости услуг ЖКУ занимаются профессионалы, да и желание извлечь выгоду из занимаемого поста некоторым не чуждо.
Региональные энергетические комиссии по приказу вышестоящих начальников утверждают «удобные» цены на ресурсы. И зачастую эти цифры экономически не обоснованы. То она слишком высока, то искусственно занижена. Подобное «заигрывание» невыгодно ни управляющим компаниям, ни ресурсникам, ни населению. Зачастую поставщикам услуг приходится искать правды в суде, но добиться справедливости удаётся в единичных случаях.
МРСК Сибири отметилась иском к Красноярскому краю на 24,5 млрд. Организация потеряла крупнейшего потребителя, а с этим и значительную часть поступлений. Но РЭК края продолжала включать эти платежи в доходную часть бюджета распределительной компании. Дело закончилось тем, что МРСК Сибири договорилась с правительством края о возмещении потерь в течение нескольких лет без суда.
А вот «СКМ Энергосервис» из Пензы не повезло. Компания много раз безуспешно обращалась в профильное ведомство с предложениями повысить стоимость тепловой энергии. И итогом стало банкротство организации.
Из-за непрозрачной политики чиновников РЭКа управляющие компании и поставщики ресурсов испытывают серьёзные трудности. От нехватки финансирования страдает качество предоставляемых услуг. Не производится текущий ремонт теплосетей и инфраструктуры, что в итоге может привести к коммунальным авариям и остановке теплоснабжения населённых пунктов.