В отдельных регионах нарушают условия продажи полисов ОСАГО до 70% страховщиков. Такие результаты были получены активистами ОНФ по итогам проведенного с апреля по май текущего года мониторинга нарушений прав потребителей финансовых услуг при покупке и оформлении полисов ОСАГО. В основном водители жалуются на очереди, дефицит полисов автострахования, а также случаи навязывания дополнительных страховых услуг. Информацию о нарушениях активисты направят и в Банк России.
Меньше всего нарушений зафиксировано в Северо-Западном федеральном округе Исключения из правил составляют такие регионы, как Мурманская и Кировская области, где доля нарушений оказалась достаточно высокой. В среднем, по СЗФО из 49 проверенных субъектов страхового дела нарушения были обнаружены у 11 (22%). В общей сложности по результатам проверки рынка автострахования нарушения активисты Народного фронта выявили в 52 регионах из 70. Причем в отдельных регионах доля страховщиков-нарушителей достигает почти 70%.
Руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков», депутат Госдумы Виктор Климов отметил, что с осени прошлого года, когда проводился предыдущий подобный мониторинг, ситуация с оформлением ОСАГО в регионах существенно не изменилась.
«Невидимая рука рынка» ничего не отрегулировала, несмотря на двукратное прошлогоднее повышение тарифов по ОСАГО, – сказал депутат. – Снижение количества жалоб, которое фиксировал надзор и общественные организации в этой сфере летом-осенью прошлого года было связано не с тем, что нарушения прекратились. В значительной мере, и теперь мы это понимаем, тенденция была обусловлена двумя факторами: сезонностью и отсутствием пикового спроса, а также усталостью людей жаловаться, поскольку в большинстве случаев это ни к чему не приводит».
По словам Виктора Климова, эксперты ОНФ обоснованно предупреждали, что ситуация вновь обострится с началом дачного сезона, когда в страховые компании потянутся наименее обеспеченные граждане –бюджетники и пенсионеры.
В большинстве участвовавших в мониторинге регионов автомобилисты жалуются на длительные очереди - от нескольких часов до 3 месяцев. По словам активистов, во многих регионах они также столкнулись с тем, что при предварительном обзвоне офисов страховых компаний их заверяли, что полис можно купить или переоформить без особых проблем в любое удобное время. Однако по факту, приезжая в офис, их, как и сотни других людей, ожидала запись в живую очередь. Зачастую в офисе страховщика они встречали вывеску: «В связи с отсутствием в штате специалиста, полисы временно не продаются». Активисты также зафиксировали случаи преимущественной продажи полисов тем, кто готов оплатить дополнительное страхование, или для тех, кто ранее был застрахован в той или иной компании.
Напомним, что уже после первого мониторинга весной 2015 г. активисты ОНФ инициировали законопроект о внесении изменений в КоАП. В апреле текущего года Госдума приняла его в первом чтении. Инициатива предполагает расширение числа субъектов административной ответственности за перечисленные действия. Сегодня наказать можно только должностных лиц. Ни рядовых сотрудников, ни сами страховые компании привлечь к ответственности практически невозможно. Законопроектом предлагается установить ответственность для физических лиц до 5 тыс. руб., а для страховых компаний - до 500 тыс. руб.
«История проблемы показывает, что без жестких санкций вакханалию на рынке ОСАГО прекратить вряд ли удастся, – уверен Виктор Климов. – Убедившись в возможности безнаказанно нарушать закон, страховщики будут снова и снова воспроизводить уже отработанные схемы: искусственные очереди, рассмотрение заявлений до 30 суток, отсутствие бланков, технические проблемы с серверами и прочее. Вместе с тем, понятно, что одними штрафами привести институт ОСАГО в нормальное состояние, наверное, будет сложно и регулятору следует подумать о комплексном решении проблемы».
Информацию об обнаруженных нарушениях активисты ОНФ собираются направить в Банк России, у которого есть необходимые административные полномочия для применения мер воздействия к страховщикам.