С первого апреля 2017 года вводится обязательное предварительное информирование о товарах, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза воздушным транспортом. Таково решение Коллегии Евразийской экономической комиссии.
Пока в международных аэропортах ПФО обязательное предварительное информирование таможенных органов о товарах, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС воздушным транспортом, не осуществляется.
Для чего нужны такие изменения? Предварительная информация используется таможенными органами для принятия предварительных решений. Это решения по выбору объектов, форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля до прибытия товаров на таможенную территорию Союза, в том числе для подготовки решений о разгрузке воздушных судов.
Для самостоятельного представления сведений в ФТС России заинтересованное лицо может через интернет подать предварительную информацию на Web-портал электронного представления сведений.
Какова процедура предварительного информирования таможенных органов?
Предварительная информация должна быть направлена в таможенный орган государства - члена Таможенного союза заинтересованным лицом не менее чем за 2 часа до перемещения через таможенную границу Таможенного союза товаров и транспортных средств.
Заинтересованное лицо формирует в электронной форме предварительную информацию и передает ее в ФТС России. Система обрабатывает предварительные сведения, проводит их контроль и принимает решение о выдаче разрешения на данную перевозку или об отказе на нее. В отказе указываются ошибки заполнения или недостаточность предоставленной информации.
В случае успешного прохождения контроля и отсутствия замечаний таможня присваивает каждой партии товара уникальный идентификационный номер перевозки (УИНП). УИНП обычно формируется в цифровом виде и в виде штрих-кода. Его необходимо предъявить вместе с документами в пограничном пункте пропуска при перемещении товаров таможенной границы.
Вся предварительная информация хранится в базе данных ФТС России. Она хранится в базе данных таможенных органов 30 суток с даты присвоения УИНП. В случае, если фактического ввоза товаров и транспортных средств в пределах этого срока хранения не произошло, то данная информация автоматически аннулируется.
Перевозчику товара передается уникальный идентификационный номер перевозки в виде штрих-кода или в цифровом виде. В последнем случае УИНП может быть направлен ему любым возможным способом: продиктован по телефону, направлен в виде SMS — сообщений, через электронную почту, факсом (при наличии такой возможности) и т.п.)
В пункте пропуска перевозчик передает таможенному инспектору номер УИНП в цифровом виде или его штрих-код. В автоматическом режиме происходит автоматическое заполнение необходимых граф.
Таможенные органы сравнивают предварительную информацию со сведениями, содержащимися в транспортных (перевозочных), коммерческих и других документах. При несоответствии сведений, содержащихся в базах данных предварительной информации, сведениям, содержащимся в документах, представленных перевозчиком, выявленные расхождения учитываются при принятии решения о применении форм таможенного контроля в отношении представленных товаров. В этом случае дальнейшие таможенные операции в отношении представленных товаров проводятся в соответствии с правом Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.