Учителя Татарстана не готовы преподавать детям из других стран и, более того, не считают необходимым что-то менять в методиках преподавания для детей мигрантов. К таким выводам пришли специалисты научной группы Института психологии и образования КФУ под руководством кандидата наук, доцента кафедры дошкольного и начального образования Резеды Хайрутдиновой по итогам предварительного исследования.
По мнению ученых, в условиях растущего числа детей мигрантов, обучающихся в российских школах, это становится достаточно острой проблемой. Обучение таких детей требует особого подхода и изменения методик преподавания с учетом скорости освоения ими нового языка – языка принимающей страны. Если не принимать во внимание эти аспекты, то общая успеваемость в классе, где учатся такие дети, резко снижается. Таким образом, страдает и сам учитель, поскольку показатели профессиональной результативности педагогов напрямую зависят от показателей работы класса.
По результатам опроса в рамках проведённого Институтом психологии и образования КФУ исследования, более 60% учителей-респондентов не считают нужным что-то менять в методиках своего преподавания ввиду присутствия в их классах детей из других стран и республик. С чем же это может быть связано?
Резеда Хайрутдинова как руководитель одного из направлений проекта мультикультурной подготовки учителя, реализуемого в рамках САЕ «Учитель XXI века», рассказала, что этот феномен зачастую связан с наличием у многих учителей определенных этно-конфессиональных стереотипов или социальных установок. Они и определяют отношение к тому или иному социальному феномену – например, национальности и вероисповеданию. Затем это «проецируется» на личностные особенности, затрагивая и морально-этическую сферу.
Как отметила ученый, задачей проекта мультикультурной подготовки учителя к работе с детьми мигрантов как раз и является разработка таких программ подготовки педагогов, которые позволят скорректировать социальные установки будущих преподавателей для полноценной работы с детьми мигрантов с использованием и педагогических, и психологических способов.
«Наши констатирующие исследования национально-религиозных отношений и установок среди учителей Татарстана в целом показали, что отношение к представителям различных религий достаточно спокойное, но вот к представителям других национальностей весьма неоднозначное – 65% опрошенных ответили, что не желают соседствовать с представителями Кавказа, Средней Азии, Украины и других государств; 25% опрошенных ответили, что готовы жить в одном государстве с представителями других национальностей, а 10% учителей не согласны жить в одном государстве с представителями других этносов», – добавила Резеда Хайрутдинова.
По её словам, порядка 50% учителей, участвовавших в исследовании, имеют негативное отношение к представителям других, перечисленных выше, национальностей; 20% относятся к ним нейтрально и 30% респондентов относятся к ним положительно.
Также исследователь подчеркнула, что в опросе участвовали учителя школ Казани и различных городов и районов Татарстана в возрасте от 43-х до 45-ти лет. При этом порядка 60% относили себя к представителям ислама, 30% - к представителям христианства, 10% - к атеистам. В исследовании принимали участие только этнические татары и русские.
Несмотря на достаточно «ровные» результаты исследования, все учителя, участвовавшие в опросе, не хотели бы, чтобы в их классе учились дети перечисленных выше национальностей. На данный момент это очень серьёзная проблема, поскольку мировые миграционные процессы жестко требуют изменения социальных процессов в принимающих странах и выработки адекватных программ адаптации без социально-экономических перекосов. Одним из направлений таких программ и является социально-психологическая адаптация детей мигрантов в образовательных системах принимающих стран. Не в последнюю очередь она зависит от профессионализма работы с такими детьми учителей школ в новой стране.
Как отметила Резеда Хайрутдинова, пока разработка программы психолого-педагогической подготовки учителя к работе с детьми мигрантов-мусульман находится на промежуточной стадии. Предстоит провести дополнительные исследования на различных этапах подготовки учителей к их непосредственной работе, а это означает, что изучаться будут как негативные, так и позитивные социальные установки студентов разных курсов педагогических вузов Татарстана. Это необходимо, чтобы составить полное представление о том, какова в Татарстане ситуация в целом, а также для выработки адекватных образовательных программ психолого-педагогической подготовки будущих учителей. Ждём результатов!