Международная научно-образовательная конференция «Медиа и власть: власть медиа?» началась сегодня в Высшей школе журналистики и медиакоммуникаций КФУ. Участниками стали медиаспециалисты из разных уголков страны. Их встречей начинается ряд мероприятий, знаменующих празднование 55-летия журналистского образования в Казанском университете.
Организаторы – Высшая школа журналистики и медиакоммуникаций КФУ, конкретно - кафедра связей с общественностью и прикладной политологии – волновались: это первое мероприятие такого масштаба, которое проходит в специально оборудованной для публичной деятельности аудитории – шоу-руме. Тестирование помещения в этом режиме прошло успешно.
На пленарном заседании, которое вел директор ВШЖиМК Леонид Толчинский, выступил первый проректор КФУ Рияз Минзарипов, который, отмечая, что власть медиа велика, упомянул ситуацию с репутационными рисками, которую создают СМИ, не утруждающие себя проверкой информации. О том, какую роль играют медиа в политической жизни стран, говорил на примере ситуации в США замруководителя департамента Президента РТ Роман Беляков.
Дискуссионные вопросы отношений власти и медиа были вынесены на обсуждение в докладах сотрудников кафедр Высшей школы. Профессор Светлана Шайхитдинова, познакомившая с некоторыми итогами исследовательского проекта «Чистые перья», инициированного Альянсом независимых региональных издателей в пяти областях РФ, отметила выявленную закономерность: в бумажной периодике ведущими персонажами, представляющими институты власти, бизнеса и гражданского населения, являются персонажи власти, которые подаются в положительном и нейтральном ключе. СМИ удерживают свою аудиторию не рациональной информацией, а клишированными материалами, которые утверждают у населения мифологическое сознание и укрепляют его веру в незыблемость установленного порядка.
Своего рода подтверждением этого вывода стал доклад доцента Валентина Лаптева о мифодизайне как управленческой технологии в российской политической практике. Живой интерес аудитории вызвали доклады профессора Татьяны Сидельниковой о политических дебатах как проблеме медийного и образовательного пространства и доклад доцента Дмитрия Туманова о человеке медиакультуры, о требованиях к его личностным качествам и образованию. Он, в частности, отметил, что медиа – это не просто средство для передачи информации, это среда, в которой производятся, эстетизируются и транслируются культурные коды. Человеку медиакультуры нужно уметь различать сообщение как послание, интерпретацию как восприятие и коммуникацию как диалог.
Актуальный круг поднятых вопросов был расширен на секционных заседаниях, на которых выступали и гости конференции, и представители принимающей стороны, и те, кто познакомил присутствующих с итогами своих исследований по «Скайпу».
Завтра конференция будет продолжена мероприятиями культурной программы, а также молодежной сессией, на которой выступят студенты, магистранты и аспиранты Высшей школы.