26.04.2017 14:44
Новости.
Просмотров всего: 5424; сегодня: 2.

Из Японии в Россию: как в КФУ планируют совершенствовать систему подготовки медиков

Делегация Института фундаментальной медицины и биологии КФУ ознакомилась с системой здравоохранения и медицинского образования Японии, посетив ряд клиник страны, в том числе учреждения, входящие в партнерскую сеть КФУ.

Посещая клиники Японии – больницу г. Мито, городскую больницу г. Китаи-Ибараки (клиническая база Университета Цукубы), клинику Университета Цукубы, больницу Уонума Кикан, клинику г. Ниигата – представители ИФМиБ вели дневник по дням и объектам посещения и составили список того, что уже сейчас можно внедрить в работу университетской клиники КФУ и образование студентов медицинских направлений подготовки.

Напомним, одновременно с делегацией кафедры фундаментальных основ клинической медицины в Японии находились студенты института, которые стажировались в университетской клинике Цукубы и также формировали предложения по усовершенствованию системы обучения студентов.

Мы побеседовали с ассистентом кафедры Сайяром Абдулхаковым, который рассказал, как проходит рабочий день студента в японской клинике, каков уровень оснащения региональных клиник в Японии, и, самое главное, какой позитивный опыт в организации медицинского образования в Японии КФУ собирается перенять уже сейчас.

Рабочий день студента

- Рабочий день студента в клинике начинается в то же время, что и у врача, в зависимости от отделения это может быть либо 7.30, либо 8.00, - рассказывает Сайяр Абдулхаков. – В отделении студенты проводят практически весь день, курируют пациентов и занимаются освоением медицинских манипуляций с небольшими перерывами на лекции и обсуждение сложных клинических случаев. Особенностью обучения студентов-медиков в Японии является то, что они, будучи прикрепленными к своему куратору (резиденту или врачу), практически всюду следуют за ним, участвуя во всех мероприятиях отделения, будь то обход профессора, осмотр пациента в отделении реанимации или обсуждение результатов инструментального либо морфологического исследования.

Как таковых лекционных занятий и следующих за ними семинаров - обсуждений прочитанного дома теоретического материала в классе - нет. Лекции читаются там же, в клинике, причем, тематику лекций зачастую определяет сам профессор, курирующий работу отделения, с учетом наибольшей, на его взгляд, актуальности и профиля пациентов отделения. Работа студентов в отделении начинается с обсуждения тяжелых/интересных клинических случаев, которых они совместно со своими кураторами наблюдают в отделении. В этих клинических разборах принимают участие все врачи клиники, курирующие преподаватели, резиденты и студенты. Примечательно, что врачи смежных специальностей и специалисты диагностической службы принимают активное участие в обсуждении пациентов, объясняя студентам суть изменений, обнаруженных по результатам исследований.

Оснащение клиник

- Мы были в разных клиниках, в основном посещали так называемые региональные клиники – на 100-400 коек, а также университетские клиники. Нам удалось побывать в таких городах как Ниигата, Цукуба, Китаибараки, Джунтендо. Приятно удивило оснащение клиник Японии: даже в самой небольшой больнице – стационаре на 180 коек, расположенном в префектуре Китаибараки и обслуживающем 45 тысяч населения, есть возможности проведения МРТ, РКТ и ангиографии.

Большое внимание уделяют вопросам реабилитации: пациенты, которые прошли курс лечения в отделении кардиологии либо в сосудистом центре далее перемещаются в отделение реабилитации, где проходят курс стационарно или амбулаторно. К примеру, в больнице Уонома Кикан (станция Ураса, Ниигата) есть большое отделение реабилитации для пациентов после перенесенного инфаркта, инсульта и травм, в отделении создана имитация домашней обстановки – кухня, спальня, там же есть всевозможные тренажеры для восстановления пациента. Восстановлению пациента, его возвращению к полноценной жизни придается в Японии огромное значение.

Кроме запланированной программы посещения региональных клиник Японии, благодаря Олегу Гусеву (руководитель OpenLab Экстремальная биология ИФМиБ КФУ - прим.авт.) нам удалось побывать в Университете Джунтендо, где нам показали весь путь пациента в больнице от регистратуры до его поступления в палату.

Интересно, что в японских клиниках нет бумажных амбулаторных карт, к которым мы привыкли, их заменяют пластиковые карточки, на которых содержится вся информация о пациенте, назначениях и результатах обследований. Запись на прием к врачу, если это не первичное обращение или исследования, происходит в установленных в больницах автоматах с помощью индивидуальной пластиковой карты пациента.

Причем, время, к которому пациент должен подойти в кабинет врача на прием, лабораторные или инструментальные исследования, рассчитано таким образом, чтобы пациент не ждал в очереди и в то же время не опоздал, т.е. рассчитано время его перемещения по клинике.

Очень удобны используемые ими маршрутные листы – это именно то, что уже используется и у нас.

Рабочее место врача в больнице оборудовано дополнительным экраном для вывода изображения с результатами исследования (РКТ, ангиография, МРТ и пр.).

Какой позитивный опыт можно перенять уже сейчас?

- С точки зрения обучения, уже сейчас можно начать внедрять работу в палатных командах - так называемую стэндфордскую модель клинического обучения. В чем ее суть? Начиная с 4 курса, когда студенты в клинике начинают обучаться по клиническим дисциплинам, попадая в отделение, они работают в команде. Цепочка кураторства в этой системе такая: преподаватель-куратор – врач – резиденты - студент. Таким образом, в процессе такой работы каждый обучается у своего старшего коллеги. Ротация студентов-медиков на клинических базах начинается с 4 курса и может проходить либо в университетских клиниках, либо в аффилированных с университетом региональных клиниках, где студенты работают в команде по 2-4 недели в каждом отделении. Таким образом, в Японии обучение студентов максимально интегрировано в практическую деятельность клиник. Например, студенты университетской клиники Цукубы сами участвуют в курации одного или двух пациентов. Работой одного, двух студентов руководит резидент и врач, ответственный за работу нескольких резидентов. Таким образом, врач может курировать работу 4-6 студентов. Поскольку клиника университетская, обязательно берется согласие пациента на осмотр его студентом и резидентом. И пациенты, госпитализирующиеся в университетскую клинику, понимают, что они получат более квалифицированную помощь, но в то же время они должны быть согласны на курацию студентами.

Особенностью такой модели медицинского образования является то, что один и тот же человек курирует пациентов в палате и обучает студентов. В этом плане одна из задач – постараться сделать так, чтобы врачи, которые ведут пациентов, имели возможность выделить время обсуждения пациентов со студентами и проведения клинических разборов. Ну и, само собой, у них должен быть соответствующий навык. Нужно учитывать, что не каждый врач готов преподавать, а преподаватель – вести полноценную клиническую работу. С другой стороны, у нас есть очень много молодых докторов, готовых совмещать свою основную деятельность и преподавание при наличии возможности перераспределения нагрузки. У них много энтузиазма и готовности передавать свои знания.

Помимо командной работы, необходимо увеличить время нахождения студента в клинике. Об этом уже давно говорит Аниса Азатовна (А.А. Гумерова - заместитель директора ИФМиБ - прим. авт.). Ну и, конечно, на сегодняшний день невозможно быть в курсе постоянно изменяющихся подходов к диагностике и лечению заболеваний без уверенного знания английского языка

Уход за пожилыми людьми в Японии

- Средняя продолжительность жизни женщин в Японии – около 87 лет, мужчин – 80,5. В связи с ростом числа пожилых людей, зафиксированным в стране, растет нагрузка на работающее население. По прогнозам, к 2025 году людей старше 65 лет в Японии будет более 36%. Поэтому Правительство Японии разработало программу по открытию домов по уходу за пожилыми людьми, не имеющими возможность обслуживать себя самостоятельно и не имеющих близких родственников, которые могли бы оказывать необходимую помощь. Такие учреждения в Японии называют центрами по уходу за пожилыми. В таком центре человек может находиться либо круглосуточно, либо в течение 12-14 часов дневного времени, с ним занимаются педагоги, логопеды, организуют развлекательные мероприятия. Организован специальный транспорт, который забирает пожилых людей из Центра вечером и вновь привозит утром.

Нужно отметить, что это муниципальные структуры, предназначенные для социализации пожилого населения. После 40 лет каждый гражданин Японии отчисляет в составе налогов определенную сумму на последующий уход за ним в пожилом возрасте. В том случае, если придется воспользоваться услугами такого центра, 80-90 % стоимости пребывания покрывается страховкой, остальное человек оплачивает сам. В центрах по уходу за пожилыми не оказывается медицинская помощь, если она необходима, пациент либо транспортируется в клинику, либо (в случае необходимости проведения несложных манипуляций) в центр приезжает медицинская сестра.

Скорая медицинская помощь в Японии

- Скорая помощь в Японии относится к пожарной службе, в которой работают парамедики, осуществляющие интубацию, массаж сердца, дефибрилляцию, проводят тест на сахар в крови, вводят при необходимости глюкозу. В сервис скорой помощи в Японии поступает 5,5 млн. вызовов в год. Практически всех пациентов привозят в больницу, т.к. парамедики не имеют права принимать решения в отношении дальнейшей терапии. Бывает и такое, что парамедики вызывают вертолетную службу в случае, если необходимо быстро доставить больного в специализированный центр (по статистике, к вертолетной службе поступает 2-3 вызова в день). В команду вертолетного центра входят 12 врачей, 8 медсестер, в один вылет один раз в неделю задействованы 2 врача и 1 медсестра, в остальное время они осуществляют деятельность на основном месте работы.

Какое оно, медицинское образование в Японии?

- Подготовка врачей в Японии длится 6 лет. Далее в течение двух лет идет общая подготовка в области терапии, хирургии, акушерства и пр., после этого – постдипломное образование в течение трех лет – либо терапия, либо хирургия, и уже далее – узкая специализация. В общей сложности – до 12 лет. Медицинское образование в Японии платное, самое дорогое и престижное в стране.

Важно заметить, что в Японии существует дефицит врачей: на 100 тысяч населения в среднем приходится всего 240 специалистов. Для сравнения, в РФ на это же количество населения приходится 440 врачей.


Ньюсмейкер: Казанский федеральный университет — 854 публикации
Поделиться:

Интересно:

26 ноября 1812 года началось сражение на реке Березине
26.11.2024 09:03 Новости
26 ноября 1812 года началось сражение на реке Березине
26 ноября 1812 года началась битва, которая вошла в мировую историю как сражение на реке Березине. Русская армия, пытаясь отрезать французам пути отхода, преследовала отступающее войска. Главное сражение произошло вблизи города Борисов, ныне это территория Белоруссии. Это битва не только вошла в...
Одежда и обувь крестьян на Руси
25.11.2024 15:09 Аналитика
Одежда и обувь крестьян на Руси
В старину одежда и обувь не были так доступны, как сегодня. Их делали вручную, что было не так уж и просто. Что носили крестьяне во времена, когда не существовало торговых центров, из чего и как делали обувь и одежду, что такое понёва и армяк? Как носили лапти Лапти – это символ крестьянства на...
550 лет «Хождению за три моря»
25.11.2024 11:58 Аналитика
550 лет «Хождению за три моря»
Индия – сказочное пространство для русского средневекового человека. Такие произведения древнерусской литературы как «Сказание об Индийском царстве», «Повесть о Варлааме и Иоасафе», «Сказание о брахманах» говорят о романтизации и мифологизации этого далекого края. Об интересе к Индии...
Денежная реформа Петра I
25.11.2024 11:03 Аналитика
Денежная реформа Петра I
На рубеже XVII–XVIII столетий Россия вступила в новую эпоху, вошедшую в историографию как петровские реформы. Преобразования эти, охватившие практически все стороны жизни российского общества, вызывали, да и вызывают до сих пор, противоречивую оценку не только современников Петра I, но и их...
Бессмертный подвиг донских и запорожских казаков: Азовское сидение
25.11.2024 10:52 Аналитика
Бессмертный подвиг донских и запорожских казаков: Азовское сидение
21 апреля (1 мая) 1637 года отряды донских и запорожских казаков во главе с атаманом Михаилом Ивановичем Татариновым блокировали турецкую крепость Азов (гарнизон до 4 тыс. человек при 200 орудиях) и после двухмесячной осады 18 (28) июня штурмом взяли вражескую крепость. После этого они удерживали...