На средства гранта на базе САЕ “ЭкоНефть” создадут Евроазиатский гео-термохронологический научно-образовательный центр. Возглавит НОЦ заместитель директора Института геологии и минералогии им. В.С. Соболева СО РАН Михаил Буслов.
27 ноября Совет по грантам подвел итоги шестого конкурса на получение мегагрантов Правительства Российской Федерации. В число 35 победителей вошел и Казанский федеральный университет – одобрение получила заявка по созданию на базе университета научно-образовательного центра по гео- и термохронологическим методам. Напомним, что мегагрант направлен на государственную поддержку научных исследований, проводимых под руководством ведущих учёных в вузах, научных учреждениях и государственных научных центрах Российской Федерации. Обладатели гранта в течении 3 лет могу получить до 90 млн. рублей на проведение научных исследований.
В КФУ средства мегагранта направят на создание на базе Института геологии и нефтегазовых технологий Евроазиатского гео-термохронологического научно-образовательного центра. Его возглавит известный специалист в области геотектоники и геодинамики складчатых областей, заместитель директора Института геологии и минералогии им. В.С. Соболева СО РАН Михаил Буслов. По словам Михаила Михайловича, сегодня отсутствие лабораторий высокого уровня – реальная проблема для России, потому что многие очень перспективные и интересные исследования попросту не воспринимаются всерьез мировым научным сообществом ввиду отсутствия качественной базы. В этом плане, создаваемый на базе Казанского университета Центр позволит не просто поднять на мировой уровень публикации наших ученых, но и конкурировать на равных с ведущими научными центрами. И что немаловажно – стать настоящим центром притяжения для нефтедобывающих компаний.
«Как вы знаете, органическое вещество переходит в нефть только при определенной температуре – от 60 до 160. Это так называемое «нефтяное окно». Если порода нагревалась выше или ниже этого окна, то искать там нефть просто бессмысленно. И мы можем восстановить те температурные режимы, которые «пережил» бассейн осадочных пород несколько десятков миллионов лет назад. Такой подход будет очень удобен и экономически выгоден для компаний. Посудите сами – вы можете пробурить около десятка разведочных скважин и спустить в них не один десяток миллионов рублей, а можете одну единственную и с ювелирной точностью ответить, есть там нефть или нет. Это кажется фантастикой, но это реально, и мы будем этим заниматься», – поделился с нами ученый.
Методы, которые собирается ставить в КФУ Михаил Буслов, называются гео- и термохронологическими. Первые основаны на способности некоторых минералов (цирконов, апатитов, бадделеитов, титанитов и др.) «запоминать» изотопный возраст их кристаллизации из магмы – чтобы определить абсолютный возраст горных пород нужно определить соотношение родительских и дочерних изотопов. Причем, спектр приложения геохронологических результатов крайне широк: от решения прикладных задач, таких как поиски месторождений полезных ископаемых, и до решения величайших мировоззренческих и философских проблем, стоящих перед человечеством, таких как происхождение Вселенной и место человека в ней.
Кроме этого, некоторые из вышеперечисленных минералов дополнительно могут фиксировать возраст нагревов и охлаждений через определенные температурные интервалы, в частности, совпадающие с температурами нефте- и газогенерации. Исследование этих параметров и есть термохронологический метод. Он даёт ответы на вопросы, очень интересующие нефтяников: были ли потенциальные нефтематеринские породы прогреты в достаточной мере для генерации углеводородов? Когда происходили эпизоды нагревов и охлаждений? Какова палеотермальная история осадочного бассейна?
Стоит отметить, что это направление получило очень мощное развитие в мире. Во многих странах, например, в Австралии, данными методами активно пользуются для поиска новых месторождений. В России геохронологическими исследованиями занимается лишь считанное количество научных коллективов, тогда как термохронологических лабораторий в нашей стране нет вовсе, поэтому у ученых Казанского федерального университета есть все шансы быть на передовых позициях. Тем более для этого в университете созданы все необходимые условия.
«Сильной стороной нашего проекта является наличие значительного количества необходимого научного оборудования в Институте Геологии и нефтегазовых технологий КФУ. За последние годы Казанским федеральным университетом был закуплен уникальный набор масс-спектрометрического и лазерного оборудования, в том числе мультиколлекторный масс-спектрометр с индуктивно-связанной плазмой (ICPMS) Neptune Plus, позволяющий проводить U-Th-Pb геохронологическое исследование цирконов, бадделеитов, апатитов, монацитов и др., а также выполнять изучение Lu-Hf изотопной системы в цирконах. В рамках проекта предполагается существенная модернизация парка оборудования ИГиНГТ КФУ», – рассказал один из кураторов создаваемого центра, старший научный сотрудник ИГиНГТ Владислав Паверман.
Также Владислав отмечает тот факт, что создание Центра является хорошим подспорьем для основания в КФУ современной научной школы по гео-термохронологии. К работе над проектом будут привлечены как известные в мире специалисты, так и молодые ученые, аспиранты и студенты, что является важным аспектом для передачи молодому поколению накопленных знаний и опыта. Также планируется проведение ежегодных научных школ-семинаров, привлечение талантливых молодых ученых со всего мира. Есть все основания полагать, что учёным КФУ удастся внести существенный вклад в развитие гео- и термохронологии в целом. Ведь в ходе выполнения проекта будет создана геохронологическая, стратиграфическая и термохронологическая основа для реконструкции палеотемпературной эволюции крупнейших осадочных бассейнов Северной Евразии, обладающих серьезным углеводородным потенциалом: Западно-Сибирской и Восточно-Сибирской платформ. Построенные в результате исследований палеотемпературные модели будут использоваться при бассейновом моделировании, которое позволит определить стратегию освоения этих территорий с точки зрения разведки и разработки месторождений углеводородов.