Кто такие шоплифтеры — представители молодежной субкультуры или банальные воришки объяснила доцент кафедры дефектологии и клинической психологии Инна Кротова.
— Шоплифтеры – яркие представители общества потребления. Современное общество определяет в качестве ведущей ценности материальное благополучие, обладание все новыми и новыми вещами. При этом легальные способы достижения данной ценности доступны сегодня далеко не каждому человеку. В первую очередь это касается молодежи и подростков, которые еще не имеют возможности самостоятельно зарабатывать деньги и законно приобретать необходимые им вещи (но даже если они имеют самостоятельные источники дохода, то в силу молодости и незначительного опыта зарабатывают недостаточно).
Представители сомнительной «субкультуры» именуют свое занятие шоплифтингом и претендуют на то, что они не какие-то жулики, а носители прогрессивной и полезной для общества идеологии. Более того, они открыто хвастаются своими достижениями и при этом искренне считают, что ничего дурного в их поступках нет.
Свое предназначение шоплифтеры видят в том, чтобы пойти против системы и даже быть над этой системой. То есть обмануть как можно большее количество людей или доказать им, что «я умнее вас» или «я лучше вас».
Причины, побуждающие к кражам – желание себя проявить в экстремальных условиях, показать себя в коллективе, что ты не хуже других.
Но, кража в магазине для слабых людей. Это не показатель того, что ты сильная и яркая личность.
Зачастую понимание того, что ты совершаешь преступление, приходит позднее. Организующую роль в данном движении играют и коммуникационные связи, социальные сети.