Лат. aggregatio — «присоединение». Процесс объединения элементов в одну систему.
Наверное, вы уже заметили, что размещённые на job-сайтах вашими рекрутерами вакансии транслируются или копируются, другими ресурсами, которые вы и в глаза не видели и никогда на них не регистрировались. Это так называемые аггрегаторы вакансий. Лично я делю их на два типа: 1 – паразитические и 2 – симбиотические.
Паразитические агрегаторы копируют вашу вакансию, размещённую на одном из рабочих сайтов, выдают её в поиске на своей странице, но когда соискатель хочет посмотреть контакты, дабы откликнуться, требуют регистрации на своём ресурсе. То есть, по сути, собирают данные соискателей по интернету, привлекая их вашей вакансией.
Симбиотические аггрегаторы предлагают соискателю откликнуться на вакансию, нажав условную кнопку, после чего переадресовывают пользователя на job-сайт, который является первоисточником вакансии в системе интернет.
Так или иначе, но мы имеем дело с формой посредничества, которая все чаще возникает при поиске информации в интернете. Некоторые агрегаторы откровенно пытаются конкурировать с известными Job-сайтами, воспроизводя их интерфейс, заманивая соискателей вакансиями, которые массово копируют на страницы своего ресурса с нескольких job-сайтов, а работодателям давая возможность размещения вакансий бесплатно. На мой взгляд, это прямая попытка создания собственного бизнеса за счёт чужой информации и продвинутой seo-оптимизации своего ресурса. Зарабатывают агрегаторы не за счёт размещения вакансий, а за счёт рекламы на своем сайте, но суммы инвестиций в них гораздо скромнее, чем в создание профессиональных job-сайтов. Аггрегатор не может похвастаться большой базой резюме и широтой соискательской аудитории. Пока, он не заменит профессиональный сайт в поиске редкого специалиста или опытного топ-менеджера. Аггрегаторы строят свою аналитику за счет открытых данных, полученных в системе интернет из различных источников, но выборка из-за своей широты часто не репрезентативна и потому не может заменить, ни одно более-менее серьезное исследование профессионалов.
В ближайшем будущем аггрегаторы могут разрушить бизнес профессиональных job-сайтов. Работодателям не придётся платить за размещение вакансий, ведь сама информация о вакансии, как мы видим, уже становиться ценностью за которой охотятся новые игроки. Однако, останутся нишевые и узкоспециализированные ресурсы, где будут искать работу специалисты в сфере финансов, программирования, переводов, PR… Соискатель опять уходит в форумы, блоги, социальные сети. Мною уважаемый и любимый ХэдХантер совсем недавно добавил возможность открывать контакты в тексте вакансии, до этого регистрация была обязательной для просмотра контактной информации. Этот сайт стал неожиданно очень эффективен для массового подбора комплектовщиков, грузчиков и прочего низкоквалифицированного персонала. Однако, ценовая политика HH такова, что ресурс остается недоступным для малого и среднего бизнеса в России. В этой сфере им будет сложно конкурировать с тем же Авито, который за равную стоимость предлагает пакет «быстрая продажа» для разового размещения объявления, фактически выводя вашу вакансию в лидеры на несколько дней. Что же касается менеджеров высшего звена, управленцев в продажах и прочих ТОПов, то количество вакансий на эти должности неуклонно сокращается. Требования к соискателям становятся выше, количество ищущих работу все больше. На размещении подобных вакансий больше не удастся прокормить такого кита как HH. Думаю, ХэдХантеры попытаются найти себя в новых сегментах, пополнить свои базы резюме токарями, операторами ЧПУ, фрезеровщиками… (Только этим я могу объяснить их сделку по приобретению части активов JOB.ru). Но с таким успехом можно просто было купить воздух, ведь средний срок актуальности контактной информации в резюме рабочего — это 2 — 3 года. Поверьте, это очень мало! Пролетариат отличается от «манагеров» и программистов отношением к телефонному номеру, электронной почте и контактам. Их не кормит «мобильник» и аккаунт, их кормят руки. И это надо понимать тем, кто хочет заниматься подбором рабочего персонала в России. А тут ещё эти аггрегаторы, конкуренты из воздуха и пыли, которые собирают для оголодавших в эпоху кризиса и «закошмариваний» бизнеса соискателей все вакансии в РУнете, в том числе и с собственных сайтов заводов — бесплатно! Впрочем, надо было ожидать. Купить их не получится, конкурировать не возможно, бороться бесполезно. Бывшим монополиям остается только надеяться, что агрегация — это некое промежуточное состояние в жизненном цикле их конкурентов и, в конце концов, аггрегатор должен стать типичным JOB сайтом со всеми присущими им пороками, т.е. желанием больших и быстрых денег.
Как рекрутеру извлечь пользу от аггрегаторов вакансий?
Агрегатор даёт вам нереальную возможность – разместиться на одном из бесплатных сайтов и получать поток входящих звонков, как, если бы, вы купили размещение на профессиональном JOB-сайте! Аггрегатор отзеркалит ваше объявление в своей системе и сделает его доступным для своей аудитории. Это вполне возможно с соблюдением двух условий:
- сайт, на котором вы размещаетесь, должен быть в «поле зрения» аггрегатора;
- текст вакансии должен быть уникальным.
Самое большое количество вопросов у рекрутеров возникает с определением уникальности, красоты и силы текста. Скажу вам так, вакансия – это реклама рабочего места, если вы пишите её как телеграмму: «Москва. Кремль. Сообщаю…», то не вздыхайте, что у вас нет на неё откликов. Пишите вакансию честно, честно как на экзамене – ни копируя, никуда не подглядывая, максимально полно. Именно тогда вы соберете набор слов таким образом, что он станет интересен аггрегатору для продвижения, а соискателю для отклика.
Глазунов Антон коммерческий директор ООО "РосПром Персонал"