В очередном номере «Журнала Кота Харитона» из серии памяток по разным вопросам добрый и мудрый персонаж Кот Харитон из ОНФ делится важной информацией из сферы ЖКХ и дает актуальные советы. В предыдущих выпусках он уже рассказывал о нормах коммунальных услуг в многоквартирных домах, о глобальной цифровизации в ЖКХ, о субсидиях на оплату ЖКУ и так далее. В новом, шестом, выпуске речь пойдет о том, как важно для жильцов контролировать свои управляющие компании и куда обращаться, если те работают спустя рукава, но при этом действовать грамотно.
К сожалению, хозяева жилья порой даже не догадываются о своих возможностях. А ведь у них есть все шансы заставить управленцев добросовестно выполнять свои обязанности. Если вас не устраивает работа УК (например, не делается текущий ремонт, не убираются двор, подъезды, завышены цифры в платежках и так далее), нужно первым делом обратиться в саму управляющую компанию. Возможно, они решат проблему – и дело обойдется без жалоб в другие инстанции. Лучше всего прислать письменную претензию. Со дня ее получения УК должна рассмотреть ее в течение трех рабочих дней (этот срок действует для жалоб на качество коммунальных услуг) и дать ответ, будут ли удовлетворены недовольные или им будет отказано с указанием причин.
Если управляющая компания вам отказала, то можно отправить обращение в органы государственного жилищного надзора, или ГЖИ. Жалоба регистрируется в течение трех дней. Затем ГЖИ должна рассмотреть обращение в течение 30 дней (с момента принятия). Совет от Кота Харитона авторам посланий: не изливать душу на бумаге, а быть лаконичными. Многословие только путает и отвлекает занятых людей от сути вопроса. По итогам дела ГЖИ может провести проверку и вынести предписание УК.
Есть и другие инстанции, которые в силах помочь. К примеру, в Роспотребнадзоре ждут тех, кто сомневается в качестве и безопасности горячей или холодной воды. Или тех, кто очень любит тепло и считает, что батареи в квартире могли бы быть и погорячее. Жалобу можно отправить прямо на сайте.
В пожарную инспекцию пора бежать, если УК не выполняет свои обязанности по пожарной безопасности. Например, в доме нет средств пожаротушения, пожарной сигнализации, электропроводка оставляет желать лучшего. К слову, ГЖИ тоже вправе проверить, установлена ли автоматическая пожарная сигнализация.
На УК можно пожаловаться и в ФАС. Например, если администрация муниципалитета допустила нарушения при проведении торгов на право заключения договора управления домом (муниципалитет проводит торги, если жители сами не выбрали УК).
В прокуратуру надо обращаться, когда Госжилинспекция отказывается вам помочь, допускает нарушения в работе. Если прокуратура их выявит, она может оштрафовать инспектора. Также она поможет отстоять права в суде, если по состоянию здоровья жалобщик не может сделать это сам.
Если в досудебном порядке УК или ТСЖ не компенсировали вам материальный и моральный ущерб, пора идти с иском в суд. Например, вполне подходит для этого ситуация, когда сосулька упала с крыши дома и повредила вашу машину.
Если же вы заметили, что напротив вашей фамилии в каком-либо документе УК стоит чужая подпись, обращайтесь в полицию – это уже уголовное дело! Полицейские разбираются и в жалобах на шумных соседей, у которых не заканчиваются концерты и ремонты.
Кроме того, есть вариант призвать на помощь администрацию своего муниципалитета. Туда можно обращаться при нарушениях в муниципальном жилищном фонде, использовании жилых и нежилых помещений без соблюдения правил перевода из одной категории в другую.
Наконец, если УК совсем достала жильцов, на общем собрании они вправе ее сменить или создать ТСЖ. По данным ГИС ЖКХ, в России на март 2018 г. зарегистрировано более 17 тыс. УК и более 32 тыс. ТСЖ. Так что выбор всегда есть.