Проект ассистента кафедры дошкольного и начального образования Института психологии и образования Лейсан Каюмовой, ставший призером Республиканского молодежного форума «Наш Татарстан», имеет достаточно серьёзное будущее в рамках системы образования.
Проект «Безопасная образовательная среда» (авторы ассистент Лейсан Каюмова и профессор Венера Закирова) с 2016 года реализует программу ноксологической подготовки будущих педагогов с применением имитационных технологий обучения.
— Изначально была идея создать систему поддержки молодых педагогов, студентов - будущих педагогов для подготовки их к работе в условиях рисков в образовании, – пояснила Лейсан Рафисовна. – По итогам Всероссийского молодёжного научного форума «Территория смыслов» в 2016 году мы стали грантообладателем Росмолодежи и продолжили работу над проектом по двум направлениям: подготовка студентов – будущих педагогов – к работе в условиях риска и просветительская деятельность.
С одной стороны, проект направлен на разработку и создание централизованной системы помощи молодому педагогу. Сюда включаются такие элементы, как организация мониторинга успешности преподавателя, внедрение школы наставничества для молодых специалистов, организация тренингов, системы вебинаров, видеолекций, создание сайта, направленного на объединение по различным вопросам и проблемам педагогов из разных городов. Все эти направления направлены на осуществление и методической и педагогической, и психологической, и социальной поддержки молодого педагога.
— Уже в институте студенты имеют возможность «прожить» некоторые риски через имитационные, игровые технологии, активную работу над проблемами в формате форсайт-сессий, – продолжила Лейсан Рафисовна. – Чаще всего мы прорабатываем со студентами ситуации с проявлением жестокости в школе, межличностными конфликтами, проявлением экстремизма и другие опасные факторы, которые влияют на образовательную систему и на субъектов образования.
Второе направление проекта – это его просветительская деятельность.
– Мы проводим мониторинг опасностей образования в соцсетях, составляем каталог. Кстати, результаты работы становятся фактическим материалом для форум-театра, на базе которого мы решаем проблемы: разыгрываем ситуацию в лицах, а потом обсуждаем со зрителями.
Мы не только постоянно мониторим СМИ на предмет публикаций описания опасных ситуаций в образовании, участниками которых стали дети (как, например, последнее описание детской жестокости в Башкирии, детской агрессии относительно детей и насилием в детской среде. Различные конфликты среди субъектов образования, жестокость, суицид, доведение до суицида, насилие над детьми). Мы и сами собираем истории, которые не вышли за рамки образовательного учреждения, но педагоги или сами дети стали участниками или зрителями конфликтной ситуации.
Наша основная цель — изучение опасных, рисковых ситуаций в образовательной среде и поиск оптимальных путей решения через активные методы обучения: тренинги, форум-театры, форсайт-сессии. Мы готовим педагогов к деятельности в условиях риска. Если педагог ранее не встречал такую проблемную ситуацию, он будет не защищен. Мы формируем опыт для педагогов в моделируемых нами условиях, чтобы он это пережил в безопасных условиях.
В рамках второго направления работа ведется через технологию форум-театра. После анализа выявленной опасной ситуации, составляется сценарий. В адаптированном варианте студенты-актеры кафедры дошкольного и начального образования Института психологии и образования в формате форум-театра выявляют проблемные зоны образовательной среды и вместе с участниками ищут выход из конфликтных ситуаций. Выступления носят открытый характер, проводятся в рамках образовательных площадок КФУ, Педагогических школ, конференций.
Партнерами нашего проекта являются Молодежная ассамблея народов Татарстана, Совет молодых педагогов Республики Татарстан, Академия творческой молодежи РТ. Всего в период 2016-2018 годов в проекте охвачено более 1000 молодых педагогов.
— Иногда о проблеме надо просто рассказать и понять, что это не только твоя личная проблема, а общая проблема всех молодых педагогов, и что она решима, а масштабы трагедии не столь велики, – пояснила Лейсан Рафисовна значение проводимых мастер-классов. – С другой стороны, когда мы прорабатываем проблему, в жизни с ней еще не столкнувшись, это дает опыт проживания этой проблемы и в дальнейшем при встрече с подобной проблемой у участника наших мероприятий уже будет способ, позволяющий безболезненно разрешить эту ситуацию. Мы не предлагаем универсальное решение - мы задаем траекторию работы.
По словам Лейсан Каюмовой, в рамках проекта реализуются два ежегодных масштабных мероприятия: Международная форсайт-сессия и ежегодные весенние мастер-классы в рамках педагогического форума IFTE.
Идет и расширение партнерского круга: в настоящее время ведутся переговоры с Российским государственным педагогическим университетом им. Герцена о проведении совместных мероприятий.