В области машиностроения производство подшипников – это отдельная отрасль, охватывающая на сегодняшний день большое пространство, так как существует множество заводов по изготовлению подшипников. Как развивалась отрасль раннее, сколько в СССР было подшипниковых заводов и что сегодня в остатке? Об этом пойдет речь ниже.
Что было при Советском Союзе? В Советском Союзе насчитывалось не больше 40 заводов, занимающихся изготовлением подшипников. В это количество входят и заводы, которые осуществляли и ремонт, а также изготавливали тела качения. После развала Советского Союза количество заказов значительно сократилось, заводы вынуждены были выживать самостоятельно, и кто как мог. В то время Межреспубликанский концерн «Подшипник» провел исследования, в результате чего удалось установить: функционировать продолжал двадцать один завод, пять из них входили в ЕПК и три завода имели незначительные обороты и неполный цикл производства.
К числу полноценно функционирующих заводов относились:
- ЕПК (Москва);
- ГПЗ-2 (Москва);
- ЕПК (Саратов);
- ЕПК (Самара);
- Приборных подшипников (Самара);
- Самарский подшипниковый (Самара);
- Волгоградский подшипниковый (Волгоград);
- Десятый подшипниковый (Ростов-на-Дону);
- ЕПК Волжский (Волгоградская область);
- Приборных подшипников (Томск).
Какие производства еще функционировали? Сколько в СССР было подшипниковых заводов и что сегодня в остатке? Отметим такие:
- Средне-Волжский подшипниковый (Самара);
- Курская подшипниковая компания (Курск);
- ВНИПП (Москва);
- Шумихинский завод подшипниковых иглороликов (Шумихи Курганской области);
- ОК-Лоза (Сергиев Посад Московской области);
- Пензенский подшипниковый (Пенза).
Представленные мануфактуры сконцентрировали свое производство на территории России, оставшиеся пять производителей, представляют Украину, Беларусь, Казахстан и Узбекистан.
Если говорить про предприятия с неполным циклом, то нужно отметить следующие:
- СПЗ-4 (Самара). Они производили шариковые однорядные радиальные подшипники, диаметр которых не превышал 60 мм;
- СКФ (Тверь). Занимался производством железнодорожных подшипников;
- ГПЗ (Вологда). Занимались выпуском шариковых радиальных и радиально-упорных подшипников, диаметр которых не превышал 60 мм.
Сегодня многие заводы прошлого века стали брендами современных организаций, ведь их названия до этого были на слуху у потребителей. К примеру, 6 ГПЗ и 4 ПЗ. На территории Десятого подшипникового завода в Ростове-на-Дону функционирует ГПЗ 34. После смены руководства, определенное время ГПЗ 34 продолжал деятельность на территории 10 ГПЗ. Самостоятельное производство началось только в 2012 году, и запущено оно было в Латвии. Площадь современного ГПЗ 34 занимает 5 гектар. В конце прошлого года произошла комплектация современными лабораториями, подшипники изготавливаются с учетом всех норм на новом оборудовании.
Сколько в СССР было подшипниковых заводов и что сегодня в остатке? В Москве функционирует ГПЗ-1, основанный еще в 1932 году. Сейчас ведется активная модернизация. ГПЗ-2 первоначально был создан в Москве, а в 2016 году после реорганизации получил название ГПЗ-2 Тверь. Также в нынешнее время производство подшипников продолжается заводами ГПЗ-3, ГПЗ-4, ГПЗ-5, ГПЗ-6, ГПЗ-9, ГПЗ-13, ГПЗ-14, ГПЗ-15 и ГПЗ-16, всю продукцию которых смотрите на сайте (https://newpodshipnik.ru/katalog-gost). Это те мануфактуры, которые охватывают территорию России. Многие со времен СССР после реорганизации продолжили деятельность на территории других стран.