С 22 по 24 мая в Казанском федеральном университете пройдёт IV международный форум по педагогическому образованию, который проводится для учёных, педагогов-практиков, психологов сферы образования, представителей крупных международных научных изданий. Значимость этого события отмечена и на государственном уровне - в церемонии открытия Форума приняли участие представители Министерства образования и науки РФ, руководители Правительства Республики Татарстан.
IV международный форум по педагогическому образованию открыли сегодня ректор КФУ Ильшат Рафкатович Гафуров, заместитель министра образования и науки РФ Татьяна Юрьевна Синюгина, заместитель премьер-министра РТ-министр образования РТ Рафис Тимерханович Бурганов, вице-президент Российской академии образования Владимир Валентинович Лаптев, президент Международной исследовательской ассоциации по педагогическому образованию и обучению Мария Флорес, президент Европейской ассоциации педагогического образования Òса Морберг, ректоры ведущих педагогических вузов нашей страны, специалисты в области педагогического образования России и зарубежья.
На площадке Казанского университета собрались лучшие специалисты в области педагогического образования из 93 российских и 65 зарубежных вузов.
По словам ректора КФУ, можно с уверенностью сказать, что форум, несмотря на свой молодой возраст, получил широкую известность в профессиональных кругах. Если в 2015 г. в нём приняли участие 165 коллег из России и зарубежья, то в этом году к нам прибыли 638 человек.
Однако нынешний форум будет самым представительным не только по охвату участников, но и по масштабу заявленных тематик. Таким образом, он станет площадкой для обсуждения проблем (моделирование личности и профессиональной деятельности учителя нового типа; проблемы подготовки будущего учителя к педагогической деятельности в поликультурном образовательном пространстве и многих других) российскими и зарубежными учеными.
«Значение подготовки учителей является сегодня необычайно важным для любого общества, – отметил в своем выступлении ректор КФУ. – Педагогическая деятельность всегда была и остается профессией, адресованной в будущее. Проведение в Казанском федеральном университете IV международного форума по педагогическому образованию – это уникальная возможность обмена мнениями и выработки нового понимания проблем педагогики на локальном, региональном и глобальном уровнях. Я уверен, что эта возможность будет использована вами на все сто процентов».
С первых минут с трибуны был озвучен основной тезис грядущего обсуждения – важность роли педагога нового образца в формировании мультикультурной, высокотехнологичной и дружественной образовательной среды.
Об этом говорила в своем выступлении и заместитель министра образования и науки РФ Татьяна Юрьевна Синюгина.
«Нам важно обозначить конкретные направления работы педагогического образования, активизировать работу по модернизации педагогического образования для обеспечения конкурентоспособности России», - сказала она.
Главное, на что следует обратить внимание в педагогическом образовании, – подчеркнула замминистра, – это педагог.
«Педагог – носитель культурного кода. И от того, как мы будем готовить педагогов, зависит и наши будущие поколения и страна в целом».
В том, что создание условий для качественного образования, а затем и для профессионального, научного и творческого роста учителя – это ключевые требования, определяющие не только современное состояние, но и будущее нашей страны, говорил и заместитель премьер-министра РТ-министр образования РТ Рафис Тимерханович Бурганов.
«Республика Татарстан лидирует в сфере качества о образования учеников, – отметил министр. – Наша республика стабильно входит в топ пяти субъектов РФ, по количеству победителей всероссийских и международных олимпиад. С 2016 года в республике реализуется программа по материальной поддержку молодых специалистов- педагогов».
Глава Минобрнауки Татарстана – ведомства, по сути, выступающего главным работодателем для выпускников педагогических направлений подготовки, отметил также опыт Казанского университета в подготовке учителей в масштабах республики.
Вице-президент Российской академии образования Владимир Валентинович Лаптев свое выступление начал с передачи слов президента РАО, академика Вербицкой Людмилы Алексеевны — человека, который не просто формально возглавляет РАО, а человека, посвятившего всю свою жизнь образованию. Людмила Алексеевна пожелала Форуму больших успехов и плодотворной работы.
Владимир Валентинович акцентировал внимание на том, что участие в подготовке и проведении форума является важнейшей задачей РАО, которую академия выполняет с большим удовольствием. Также Лаптев отметил, что именно на базе КФУ функционирует система научных центров Приволжского федерального округа, способствующих выполнению главной задачи, поставленной президентом РФ В.В. Путиным, — войти в топ-10 стран по высокому уровню качества общего образования. Владимир Валентинович закончил свое приветствие следующими словами, особенно хорошо выражающими основную цель работы форума:
«Наша задача, коллеги, состоит в том, чтобы не просто войти в десятку лучших стран по уровню образования, а сделать нашу систему образования лучше, чем она была раньше, есть сейчас. Сделать ее самой лучшей за счет повышения качества педагогических кадров».
Отличительной особенностью сегодняшнего форума является и то, что он проводится одновременно с региональной конференцией Международной исследовательской ассоциации по педагогическому образованию и обучению (ISATT).
Президент ISATT Мария Флорес Фернандеc отметила в своем выступлении, что качество преподавания является ключевым фактором, во многом определяющим качество образования в целом.
«В своем выступлении я бы хотела обозначить и сопоставить то, как мировая наука определяет качество преподавания. Это не только стандарты, эффективность и управление в сфере образования. Я рассматриваю учителей как руководителей процессом обучения. Главными элементами такого процесса являются мотивация, стойкость, новаторство, профессионализм, которые должны лежать в основе профессиональной подготовки учителей».
Каждый из этих тезисов получил развитие в пленарных докладах спикеров на открывшейся сегодня в рамках форума международной научно-практической конференции «Интеграция теории и практики в предметной подготовке учителя».