В течение двух лет психологи кафедры педагогической психологии Института психологии и образования Казанского федерального университета проводили в детско-юношеской шахматной школе олимпийского резерва им.Р.Нежметдинова специально разработанный цикл арт-терапевтических тренингов, направленных на осознание эмоций и их регуляцию у юных шахматистов.
Проводили занятия доцент кафедры педагогической психологии ИПО КФУ Ольга Лопухова и магистрант кафедры Анна Фадина.
Ольга Геннадьевна подчеркивает, что эмоциональная сфера детей возрасте 7-13 лет является одной из активно развивающихся сторон личности. А эмоциональная сфера детей, занимающихся шахматами, зависит от результата и продуктивности профессиональной деятельности.
"Особенностью спортивных шахмат является то, что происходит ранняя профессионализация спортсменов, – уточнила Ольга Геннадьевна.– Очень часто при обучении шахматному спорту появляется перегруженность, отсутствие времени на отдых, что негативно влияет на успешность в школе, сужает у шахматистов опыт социальных отношений. К тому же детям и подросткам, занимающихся шахматами, сложно преодолевать эмоциональные стрессы, связанные с выступлением на соревнованиях любого уровня".
Для профилактики появления психоэмоционального напряжения и оптимизации состояния шахматистов в младшем школьном возрасте и подростковом периоде должны постоянно проводиться занятия по регуляции психического состояния. Однако все усложняется в связи с отсутствием необходимой врачебно-психологической службы и малочисленностью устаревших научных исследований в области шахмат.
Чтобы повысить показатели в спортивных состязаниях, а также сохранить физическое и психологическое здоровье спортсменов, психологи КФУ разработали цикл арт-терапевтических методов для коррекции негативных эмоциональных проявлений у детей 7-13 лет.
"На первом этапе исследования мы провели диагностику с целью установления различий между экспериментальной и контрольной группами".
Психологами был сформирован банк методик по исследованию эмоциональной сферы у детей в возрасте 7-13 лет, а также предложена авторская позиция интерпретации методики «Пиктограммы» для проведения данного исследования.
Далее ученые разработали и позже проводили в течение двух лет ряд психологических занятий по формированию и развитию психоэмоциональной сферы с помощью арт-терапевтических методов. Предложенная программа учитывала особенности детей возрасте 7-13 лет, а также их профессиональную специализацию.
После проведенных занятий была проведена повторная диагностика по тем методикам, которые были использованы перед началом занятий.
"Проанализировав данные, мы пришли к выводу, что в экспериментальной группе уровень депрессивности, агрессивности, тревожности снизился, произошло развитие осознавания эмоциональных состояний (увеличился лексикон слов, описывающих эмоциональные состояния). Также мы отметили повышение самооценки и психологической устойчивости. Все эти различия свидетельствуют о положительном воздействии тренинговой программы на психоэмоциональное состояние детей, занимающихся шахматным спортом".
Программу с использованием арт-терапевтических методов ученые Казанского университета рекомендуют использовать в работе психологов детско-юношеского спорта для коррекции психоэмоциональных затруднений среди детей и подростков, занимающихся интеллектуальными видами спорта.