Результаты исследования опубликованы в научном журнале первого квартиля (Q1) XLinguae.
Статья "Improving student motivation for learning the second foreign language", опубликованная в научном журнале первого квартиля (Q1) XLinguae, посвящена проблеме мотивации студентов к изучению второго иностранного языка. Исследование описывает нововведения в практике преподавания иностранного языка в связи с реформированием российского образования и трудности, с которыми сталкиваются преподаватели в процессе обучения.
В современном мире трудно переоценить роль знания языков для качества жизни человека и его профессионального развития. Поэтому и родители, и учителя заинтересованы в том, чтобы дети изучали не один, а несколько иностранных языков. Но заинтересованы ли в этом сами учащиеся? От чего это зависит мотивация к изучению языков? Как можно повлиять на мотивацию учащихся?
Отвечая на эти вопросы, группа ученых из Вятского государственного университета, Российского экономического университета им. Плеханова и Института психологии и образования КФУ в течение 2016-2017 года проводили эмпирическое исследование в двух регионах России: Республике Коми и Кировской области.
Соавтором статьи выступила доцент кафедры дошкольного и начального образования Института психологии и образования Чулпан Громова. Она рассказала, что задача, которую они поставили перед собой, заключалась в том, чтобы определить уровни мотивации школьников для изучения второго иностранного языка, а также разработать и апробировать систему заданий для таких студентов.
– Изучение двух иностранных языков в школе – стандартная практика для большинства европейских школ, но в России введение еще одного иностранного языка и необходимость улучшения мотивации студентов для изучения этого языка вызывает значительные сложности.
Опираясь на приказ Минобрнауки РФ от 31 декабря 2015 года, ожидается, что все российские школьники будут вовлечены в процесс изучения второго иностранного языка к 2020 году. В более долгосрочной перспективе в 2022 году выпускники школ будут сдавать Единый государственный экзамен по иностранному языку в качестве обязательного наряду с русским языком и математикой.
В то же время анализ системы образования в Кировской области показал, что сегодня только 97 образовательных учреждений региона предлагают два или более иностранных языка, что составляет 20,86% от общего числа школ в регионе.
- Опыт показывает, что подростки, в большинстве случаев, смотрят на языки как на трудный и скучный предмет и стараются отказаться от предмета, который ошибочно воспринимается как бесполезный. Роль учителя заключается в косвенном влиянии на мотивацию, создании основы и условий, благодаря которым учащиеся становятся лично мотивированными к изучению учебного материала, – пояснил Чулпан Громова.
В школах, имеющих некоторый опыт обучения второму иностранному языку, ощущается настоятельная потребность в разработке научно-обоснованных подходов к обучению второму иностранному языку.
– На первом этапе исследования мы изучали опыт преподавателей иностранных языков, которые учат двум или более языкам, – пояснила Чулпан Раесовна. – 138 девятиклассников, изучающих немецкий язык как второй иностранный, приняли участие в опросе на выявление уровня мотивации.
На втором этапе учеными были разработаны и опробованы методы повышения мотивации для изучения второго иностранного языка. На третьем этапе ученые выявляли эффективность используемых методов и условий повышения мотивации.
– В ходе формирующего эксперимента мы разработали систему задач и заданий для улучшения мотивации школьников для обучения немецкому языку с учетом их существующего уровня мотивации, который должен определять задачи, содержание и типы работы учителя. Набор задач и заданий разрабатывался для индивидуальной или групповой работы и фронтальной работы, - пояснила Чулпан Раесовна.
В ходе эксперимента наблюдалась положительная динамика учебной мотивации — это можно рассматривать как доказательство эффективности разработанного научного методологического подхода к развитию мотивации школьников к изучению второго иностранного языка, а именно разработанных заданий, системы оценивания и применяемых форм работы.
– В ходе исследования нами был обоснован научный и методологический подход к развитию мотивации школьников для обучения второму иностранному языку. Его суть заключается в индивидуальной поддержке, помощь учителя в поддержке ученика в соответствии с уровнем мотивации учащегося, – уточнила итоги исследования ученый. – Был разработан набор заданий для организации индивидуальной и групповой работы, направленный на развитие их мотивации.
Исследование имеет практическое значение для учителей любого, в том числе и второго, иностранного языка, поскольку они могут использовать данные в качестве основы для разработки системы заданий, что позволит повысить мотивацию к изучению и первого, и второго иностранного языка.