30 ноября 2018 года в Доме дружбы народов Чувашии состоялась презентация итогов социологического исследования «Этнокультурное развитие и межнациональные отношения в Чувашской Республике».
В сентябре–октябре 2018 г. по инициативе Минкультуры Чувашии Чувашским государственным институтом гуманитарных наук проведен мониторинговый опрос населения республики по вопросу «Этнокультурное развитие и межнациональные отношения в Чувашской Республике». В составе более 600 опрошенных - жители Чебоксар, Новочебоксарска, Алатыря, Канаша, Козловки, Шумерли и Ядрина и сельских населенных пунктов Алатырского, Батыревского, Ибресинского, Канашского, Красночетайского, Моргаушского, Порецкого, Чебоксарского, Ядринского районов. Распределение респондентов по типу поселений, полу, возрасту, соответствует данным государственной статистики. Доля горожан составила 58,5%, жителей сельских населенных пунктов – 41,5%. На мужчин приходилось 45,5%, женщин – 54,5%. Возрастное распределение: 18–29 лет – 21,3%; 30–59 лет – 55,4% и 60 лет и более – 23,3%.
Выпускники ВУЗов и имеющие незаконченное высшее образование составили 38,4%, специалисты после окончания среднего специального учебного заведения – 36%, респонденты с общим средним образованием, включая тех, кто такой уровень образования получил в стенах профессионально-технических училищ, – 24,4% и те, кто имел неполное среднее образование и ниже – 1,2%. Менее двух третей опрошенных приходилось на работающих – 64,2%; немного менее пятой части (17%) – на пенсионеров; 6,7% – на студентов и учащихся и 2,7% – на безработных.
Кроме того, 11,4% отметили вариант «иное» – среди них в основном были женщины, находившиеся в декретном отпуске, работающие пенсионеры, молодые люди, совмещавшие работу и учебу.
В целом, по традиционным демографическим и поселенческим распределениям состав лиц, попавших в выборку, соответствует данным государственной статистики.
Анкета состояла из нескольких блоков, их содержание соответствовало целям государственной национальной политики, которые были сформулированы в «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденной указом президента России от 19 декабря 2012 г. № 1666:
– упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации);
– сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России;
– гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений;
– обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств;
– успешная социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов.
Исследование проводилось в условиях Чувашии, которая имеет свои особенности в этнокультурном развитии и межнациональных отношениях. Ряд проблем в этой сфере обозначены более рельефно, другие являются менее актуальными. Анкета составлена с учетом прошлых опросов, их мониторингового режима, то есть важности выявления определенных тенденций и закономерностей.
Итоги исследования 2018 г подтвердили ранее сделанные выводы о том, что в республике в целом сохраняются уважительные отношения между людьми различных национальностей и верований.
Абсолютное большинство опрошенных дали положительную оценку межэтническим и межконфессиональным отношениям, отрицательные высказывания оказались единичными.
Полученные данные свидетельствуют о достаточно высоком уровне общегражданской идентичности у жителей Чувашии. В то же время оно взаимодействует с региональной самоидентификацией граждан. В первую очередь. Чувашей. Подчеркнем еще раз, что формирование общегражданской, региональной и этнической идентичностей происходит не на антагонистической основе, речь идет о взаимодействии и взаимном сочетании. Принципиально важно понимание того факта, что формирование и укрепление общегражданского единства – «российскости», может и должно проходить с сохранением в республике языкового и культурного многообразия.
Обследование подтвердило, что скрепами этнокультурного единства являются, прежде всего, родной язык и общая земля, а также национальные обычаи, привычки, обряды и историческая судьба, религия, народное и профессиональное искусство и др. Это те направления для управленческих решений, в результате которых могут и должны поддерживаться национальные традиции народов. Около 40% опрошенных говорили о том, что в республике в той или иной степени существует опасность потери национальной самобытности, при этом с уверенностью заявили, таким образом, около 9% респондентов. Но среди чувашей доля таких респондентов оказалась равной почти половине, в то время как среди русских – около четверти. По крайней мере, в сфере применения чувашского языка существуют проблемы, в том числе и в самих чувашских семьях. По данным настоящего опроса в домашних условиях респонденты-чуваши говорят на родном языке больше чем на русском только со своими родителями.
Более половины участников обследования заявили, что религия в той или иной степени важна в их жизни, при этом они остаются приверженцами традиционных устоев и достаточно настороженно относятся к различным течениям и сектам.
Если говорить об оценке респондентами тех мер, которые проводятся государством и обществом для повышения уровня терпимости к представителям различных народов и религий, то следует отметить, что чуть более четверти опрошенных заявили, что они эффективные (10,8%) или же скорее эффективные, чем неэффективные (17,7%). О неэффективности говорили 2,3% опрошенных, скорее неэффективности, чем эффективности – 7,5%. Избрали ответ «трудно сказать» 36,3% и «я о таких мерах ничего не знаю» – 25,3%. Таким образом, 6 из 10 респондентов не могли ответить на поставленный вопрос. Наверное, речь должна идти об эффективности в другом плавне – о достижении доступности информации абсолютному большинству населения, о поисках новых форм ее подачи, о разъяснении позиций по тем или иным острым вопросам и т.д. Кроме деятельности государства путь к укреплению толерантности в обществе, по мнению респондентов, прежде всего, лежит через такие каналы воздействия, как семья и учебные заведения. Важна информационно-пропагандистская работа, строгость закона за негативные отношения к людям других национальностей и религий, а также активность различных общественных организаций.
Новочебоксарск Республики Чувашия является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.