Федеральным законом от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» введен новый порядок обжалования решений таможенных органов.
При этом основной принцип обжалования остался прежним: любое лицо вправе обжаловать решение, действие (бездействие) таможенного органа и его должностного лица, если, по мнению лица, таким решением, действием (бездействием), нарушены его права, свободы или законные интересы, созданы препятствия к их реализации или незаконно возложена на него какая-либо обязанность.
Согласно новому Закону, жалоба подается в вышестоящий таможенный орган через таможенный орган, решение которого обжалуется. Жалоба на решение таможенного поста подается в таможню. Необходимо отметить, что подача жалобы непосредственно в вышестоящий таможенный орган не является препятствием для её рассмотрения, однако срок рассмотрения в таком случае увеличится в два раза.
К жалобе, поданной представителем организации или гражданина, должны быть приложены оригиналы или заверенные копии документов, подтверждающих его полномочия.
В жалобе обязательно должно быть указано:
- наименование таможенного органа, решение которого обжалуется;
- фамилия, имя, отчество заявителя или наименование юридического лица;
- адрес (место нахождения);
- идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
- существо обжалуемого решения, действия (бездействия) и основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены.
Срок для обращения с жалобой не изменился и составляет три месяца со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов. В случае пропуска срока он может быть восстановлен по ходатайству заявителя.
Новым Законом предусмотрена возможность приостановления обжалуемого решения. Решение вопроса о приостановлении является компетенцией таможенного органа, принявшего обжалуемое решение.
Таможенный орган вправе отказать в рассмотрении жалобы по существу при наличии одного из оснований:
- если уже имеется решение по аналогичной жалобе, принятое этим же или вышестоящим таможенным органом;
- если не соблюдены сроки обжалования, и заявитель не подал ходатайство о восстановлении срока для обжалования либо такое ходатайство отклонено;
- если обжалуемое решение таможенного органа или обстоятельства, подлежащие установлению в связи с рассмотрением жалобы, являются предметом рассмотрения суда;
- жалоба подана лицом, права и свободы или законные интересы которого обжалуемым решением не затронуты или отсутствует предмет обжалования;
- отсутствует предмет обжалования (факт принятия решения таможенным органом либо совершения им действия (бездействия) не подтвердился;
- форма и содержание жалобы не соответствуют закону;
- не представлены документы, подтверждающие полномочия представителя заявителя.
Жалоба, поданная с соблюдением всех правил её подачи, будет рассмотрена таможенным органом в течение одного месяца со дня ее поступления. Вместе с тем, когда жалоба подана непосредственно в вышестоящий таможенный орган, то она рассматривается в течение двух месяцев с указанной даты. Срок рассмотрения жалобы может быть продлён, но не более, чем на один месяц.
В законе предусмотрено право таможенного органа, рассматривающего жалобу, запросить у заявителя дополнительные документы.
И в заключение хотелось бы отметить, что ведомственное обжалование имеет ряд преимуществ по сравнению с судебным обжалованием: жалобы в таможенных органах рассматриваются оперативно, не облагаются госпошлиной, заявитель также не несет иных финансовых затрат (на оплату услуг адвокатов, сбор доказательств, командировочные расходы и др.).