Многие изменения, которые пережил за последние годы рынок недвижимости, называют революционными. Но больше всех прав на звание революции у внедрения в практику строительных и управляющих компаний универсальных приложений – супераппов. Они прокладывают для потребителей бесшовный цифровой путь сквозь все процессы, которые предполагают взаимодействие человека и его недвижимости – от выбора подходящей квартиры до оплаты коммунальных платежей и участия в местном комьюнити жильцов. Аналитики компании «Домиленд», крупнейшего разработчика IT-платформ для застройщиков и управляющих организаций, решили разобраться, насколько динамично проходит проникновение цифровых услуг среди конечных пользователей – собственников квартир в многоквартирных домах.
Сегодня в портфеле компании «Домиленд» более 500 клиентов – девелоперов и УК, и порядка 500 000 собственников жилья, каждому из которых предлагается установить мобильное приложение. Согласно проанализированным данным, подавляющее большинство, 63%, становятся активными пользователями тех или иных цифровых продуктов, при этом 60% из них регистрируются и совершают целевые действия уже в первый день. Среднее же время до захода в приложение от регистрации – 10 дней.
В «Домиленд» проанализировали также процент проникновения цифровых услуг среди своих клиентов в жилищно-коммунальном хозяйстве по регионам РФ. Интересно, что наиболее технологичными в данном вопросе стали вовсе не жители обеих столиц.
Так, первое место по проникновению занимает Калининградская область – 81% всех жителей являются пользователями мобильных приложений. На втором месте – Санкт-Петербург, 75%, на третьем – Оренбургская область, 74%. Далее следует Тюменская область, 71%, а замыкают пятерку лидеров – Москва и Пермский край, где по 68% собственников городских квартир используют онлайн-продукты для решения тех или иных жилищно-коммунальных вопросов.
«Российские потребители в целом очень позитивно настроены в отношении высоких технологий. Основную аудиторию этих продуктов образует молодежь из крупных городов, - отмечает Татьяна Волчкова, CEO «Домиленд. Сервис». – Однако говорить о 100% проникновении цифровых услуг в сфере ЖКХ пока еще рано, так как существует ряд возражений, с которыми мы совместно с нашими клиентами работаем».
По данным «Домиленд», основной барьер на сегодняшний день, как это ни странно, наличие кнопочного телефона и желание использовать компьютер для получения информации и передачи данных. На втором месте – любовь россиян к бумажным носителям, вероятно с целью большего контроля, некоторые из собственников все еще предпочитают получать квитанции в бумажном виде, правда их процент крайне мал. Также небольшой процент жильцов предпочитают использовать приложения «Мосэнергосбыта» и/или «Мосводоканала», при этом пользователям приходится загружать сразу несколько продуктов. В этом плане единая цифровая платформа гораздо удобнее, а интерфейс фирменных приложений зачастую чище и понятнее.
Тем не менее, большинство участников рынка управления недвижимостью настроены на скорейших переход в цифровое пространство. В первую очередь потому, что жители, установившие мобильные приложения, реже становятся неплательщиками коммунальных услуг, а дебиторская задолженность сокращается на 30%. Снижается и нагрузка на диспетчерскую службу, так как оставить заявку онлайн проще и быстрее, чем позвонить по телефону, а время реакции и решения сокращается в 2 раза.
«Со своей стороны мы также проанализировали, какие рекламные инструменты повышают процент проникновения цифровых услуг. Наиболее эффективно себя показывает смс-рассылка, привлекает до 25% новых пользователей. Размещение новости в общедомовых чатах и посты в социальных сетях УК повышают это число еще на 20%. И до 10% жителей подключаются после обзвона. Мы прогнозируем, что уже в течение нескольких ближайших лет нас всех ждет полный переход в онлайн, что приведет к переосмыслению самого образа современной квартиры. Из бетонной коробки для сна она превращается в высокотехнологичное сервисное пространство, прошедшее впечатляющий качественный апгрейд», - резюмирует Татьяна Волчкова.