В 2023 году было оформлено 248 тыс. таких страховок — на 39% больше, чем годом ранее, отмечается в обзоре Банка России. Позитивной динамике способствовало прежде всего вступление в силу закона о такси — теперь у водителя без специального полиса может быть приостановлено действие разрешения на перевозку пассажиров и багажа. Тем не менее почти 113 тыс. водителей такси, данные о которых внесены в региональные реестры, не имели полиса ОСАГО с отметкой для такси.
Средняя стоимость полиса ОСАГО для такси составила 27,8 тыс. рублей, за год он подорожал всего на 5%. Водители такси, работающие на личном или арендованном авто, управляют им намного аккуратнее и становятся виновниками аварий реже, чем водители таксопарков. Поэтому для страхователей — физических лиц полис обходится в среднем в 2 раза дешевле, чем для владельцев такси — юридических лиц.
Количество страховых случаев в 2023 году по договорам ОСАГО для такси, заключенным годом ранее, уменьшилось на 10%. При этом частота страховых случаев по таким полисам в 6,6 раза выше, чем по полисам на другие легковые машины.
Обзор показателей страхования ОСАГО легковых транспортных средств, используемых в качестве такси
Информация представлена по данным автоматизированной информационной системы Российского союза автостраховщиков по состоянию на 29.02.2024, если не указано иное.
Основные факты:
1.В 2023 году было оформлено 248 тыс. полисов ОСАГО Такси (рост на 39% по сравнению с данными за 2022 год), из которых 169 тыс. — с физическими лицами и 79 тыс. — с юридическими лицами. Средняя стоимость полиса ОСАГО Такси в 2023 году составила 27 799 рублей, рост по сравнению с 2022 годом — 5%. Полис ОСАГО Такси для физических лиц обходится в среднем в 2 раза дешевле, чем для юридических.
2. По договорам ОСАГО Такси, заключенным в 2018–2022 годах, сумма страховых выплат превысила сумму страховых премий на 1 млрд рублей. Это на 6,5% превышает полученные по ним страховые премии. По полисам, оформленным в 2022 году, уже выплачено компенсаций в размере 83% от собранных премий (около 4 млрд рублей по 49 тыс. убытков), при этом еще не все убытки урегулированы. Большинство полисов, оформленных в 2023 году, продолжает действовать, по ним уже оплачено 25 тыс. убытков на сумму более 2 млрд рублей.
3. Размер среднего возмещения по страховому случаю, произведенному в 2023 году, составил 83 707 рублей. При этом средняя выплата за вред, причиненный имуществу, составила 82 711 рублей, за вред, причиненный жизни и здоровью, — 156 056 рублей.
4. Частота страховых случаев по полисам ОСАГО Такси, заключенным в 2022 году (по ним закончился срок страхования и новые страховые случаи в 2024 году уже произойти не могут), снизилась примерно на 10% по сравнению с частотой страховых случаев по полисам, заключенным в 2021 году. При этом частота страховых случаев по договорам ОСАГО Такси, заключенным в 2022 году, в 6,6 раза выше, чем по полисам на остальные легковые транспортные средства (в целом за период 2018–2022 годов — в 7 раз выше). Из-за этого полис ОСАГО Такси существенно дороже.
5. С 2022 года действует перестраховочный пул, в котором каждый страховщик ОСАГО может перестраховать свои риски по потенциально убыточным договорам (заключены с применением максимально возможной базовой ставки как показателя уровня риска). Возникающие по переданным в пул договорам убытки покрываются за счет всех его участников. Ими должны являться все компании, работающие в сегменте ОСАГО. В перестраховочный пул передается 71% договоров ОСАГО Такси, что практически в 8,6 раза больше, чем для договоров ОСАГО легковых транспортных средств.
6. Сопоставление сведений из региональных реестров такси с данными о полисах ОСАГО Такси, заключенных в 2023 году, показывает, что примерно 113 тыс. водителей такси, внесенных в региональные реестры, управляют автомобилем без специального полиса ОСАГО Такси.
Количество полисов и средняя премияВ настоящее время в течение года оформляется в 2,6 раза больше полисов ОСАГО Такси, чем 5 лет назад (за 2018 год). С 2018 года самый существенный прирост количества полисов произошел по итогам 2023 года, когда была введена норма о приостановлении действия разрешения на работу в качестве такси при отсутствии специального полиса ОСАГО Такси (по полисам юридических лиц — рост на 46,5%, физических лиц — на 36,0%). При этом данный сегмент рынка по-прежнему составляет незначительную долю (0,66%) от общего количества полисов ОСАГО легковых транспортных средств.
Количество договоров ОСАГО Такси, заключаемых с физическими лицами, в 2 с лишним раза превышает количество полисов, оформляемых для юридических лиц. Средняя премия по договорам ОСАГО Такси, заключаемым с юридическими лицами, примерно в 2 раза больше, чем по полисам ОСАГО Такси для физических лиц. Прежде всего это обусловлено тем, что владельцы — юридические лица страхуют свою ответственность с условием допуска к управлению транспортным средством неограниченного круга лиц — мультидрайв, что существенно увеличивает частоту наступления страхового случая и повышает стоимость полиса. У физических лиц, как правило, такой необходимости нет, и они управляют автомобилем намного аккуратнее, реже становясь виновниками аварий.
Средняя премия по полису ОСАГО Такси в 2023 году составила 27 799 рублей (+ 1316 рублей (+5%) к 2022 году), по полисам с физическими лицами — 21 220 рублей (+ 933 рубля (+4,6%) к 2022 году), с юридическими лицами — 41 787 рублей (+ 1114 рублей (+2,7%) к 2022 году).
Региональная структура
Наибольшее количество договоров ОСАГО Такси заключается в Москве (23%), Московской области (14%), далее идет Краснодарский край (5%). Доля каждого из остальных регионов меньше 5%.
Договоры страхования заключаются по месту (региону) регистрации собственника такси (таксопарка или гражданина), при этом автомобиль может эксплуатироваться в другом регионе (при условии получения разрешения на осуществление перевозок такси от местного органа власти).
Частота аварий, происходящих по вине водителей такси
Полисы, оформленные в 2022 году, закончили свое действие, значительная часть убытков по ним уже урегулирована. По таким полисам возможно рассмотреть статистику страховых случаев. Частота страховых случаев (отношение количества страховых случаев к количеству договоров) по договорам ОСАГО Такси, заключенным в 2022 году, 6,6 раз выше, чем для всех остальных легковых транспортных средств. При этом для ОСАГО Такси физических лиц частота выше в 5 раз, юридических лиц — в 9 раз. К управлению автомобилем такси физического лица чаще всего (71% полисов, оформленных в 2022 году) допущено не более 2 водителей. Юридические лица в 2022 году в 99% случаев оформляли полисы мультидрайв. Как правило, чем больше количество лиц, допущенных к управлению автомобилем, тем выше интенсивность эксплуатации такого автомобиля и, как следствие, больше частота страховых случаев.
Таблица 1. Частота страховых случаев ОСАГО Такси по договорам, заключенным в 2021 и 2022 годах
Количество лиц, допущенных к управлению | Доля по количеству заключенных договоров, % |
| Частота страховых случаев по году заключения, % |
|
| 2022 | 2021 | 2022 | 2021 |
Физические лица | 69,6 | 65,7 | 22,4 | 25,9 |
мультидрайв | 11,9 | 30,9 | 43,2 | 41,6 |
1 | 47,8 | 39,2 | 16,0 | 16,4 |
2 | 23,3 | 18,3 | 21,3 | 19,7 |
3+ | 17,1 | 11,7 | 27,4 | 26,6 |
Юридические лица | 30,4 | 34,3 | 38,5 | 39,3 |
мультидрайв | 99,3 | 99,7 | 38,6 | 39,3 |
1 | 0,4 | 0,2 | 14,0 | 24,8 |
2 | 0,2 | 0,1 | 20,8 | 36,1 |
3+ | 0,1 | 0,1 | 23,3 | 32,7 |
Всего | 100 | 100 | 27,3 | 30,5 |
Частота страховых случаев по полисам, заключенным в 2022 году, снизилась по сравнению с частотой страховых случаев по полисам, заключенным в 2021 году. Основной причиной стал рост в 2022 году доли опытных водителей в сегменте ОСАГО Такси физических лиц по сравнению с 2021 годом. При этом доля договоров ОСАГО Такси физических лиц без ограничения количества лиц, допущенных к управлению (полисы мультидрайв), в 2022 году сократилась в 2,5 раза (с 30,9 до 11,9%).
Более половины договоров ОСАГО Такси физических лиц (59,4% полисов, оформленных в 2022 году) заключается с опытными (стаж от 10 лет) водителями в возрасте от 30 лет и старше. Эти договоры характеризуются минимальной частотой страховых случаев среди полисов ОСАГО Такси. По сравнению с полисами мультидрайв частота страховых случаев по ним ниже в 2,6 раза.
Таблица 2. Частота страховых случаев ОСАГО Такси физических лиц в разрезе возраста и стажа водителей по договорам, заключенным в 2021 и 2022 годах
Стаж | Возраст | Доля по количеству заключенных договоров, % | Частота страховых случаев по году заключения, % | ||
2022 | 2021 | 2022 | 2021 | ||
Мультидрайв | 11,9 | 30,9 | 43,2 | 41,6 | |
до 2 лет | до 29 лет | 0,4 | 0,5 | 41,3 | 39,1 |
| от 30 до 49 лет | 0,3 | 0,4 | 21,4 | 25,6 |
| от 50 лет | 0,0 | 0,0 | 34,0 | 14,6 |
от 3 до 9 лет | до 29 лет | 15,6 | 10,3 | 29,5 | 27,2 |
| от 30 до 49 лет | 9,5 | 7,9 | 21,4 | 21,9 |
| от 50 лет | 0,5 | 0,4 | 20,6 | 26,4 |
от 10 лет | до 29 лет | 2,4 | 1,7 | 25,1 | 24,1 |
| от 30 до 49 лет | 45,0 | 36,6 | 16,5 | 16,3 |
| от 50 лет | 14,4 | 11,3 | 15,8 | 16,0 |
Всего ФЛ |
| 100 | 100 | 22,4 | 25,9 |
Тяжесть аварий (величина среднего убытка) по вине легковых такси значительно не отличается от размеров ущерба, который причиняют легковые автомобили в целом.
Величина страховой премии по ОСАГО для автомобилей такси
Страховая премия по ОСАГО Такси сильно зависит от региона и типа страхователя. В 2023 году среди договоров ОСАГО Такси физических лиц больше половины (58%) заключено с премией до 20 тыс. рублей. При этом 78% полисов ОСАГО Такси юридических лиц оформлялось с премией в диапазоне 20–60 тыс. рублей.
Таблица 3. Распределение размера премии ОСАГО Такси, руб. по договорам, заключенным в 2023 году
Тип страхователя / федеральный округ (ФО) | Диапазон премии, тыс. руб. / доля полисов | |||||
| (0, 20] | (20, 40] | (40, 60] | (60, 80] | (80, 100] | (100, ∞) |
Страхователь — физическое лицо | 58% | 35% | 6% | 1% | 0,48% | 0,11% |
Дальневосточный ФО | 55% | 31% | 13% | 2% | 0% | 0% |
Приволжский ФО | 64% | 29% | 6% | 1% | 0% | 0% |
Северо-Западный ФО | 51% | 40% | 6% | 2% | 1% | 0% |
Северо-Кавказский ФО | 74% | 17% | 9% | 0% | 0% | 0% |
Сибирский ФО | 62% | 29% | 6% | 1% | 1% | 0% |
Уральский ФО | 49% | 38% | 9% | 2% | 1% | 0% |
Центральный ФО | 49% | 44% | 6% | 1% | 1% | 0% |
Южный ФО | 78% | 18% | 3% | 1% | 0% | 0% |
Страхователь — юридическое лицо | 5% | 51% | 26% | 14% | 2% | 0,87% |
Дальневосточный ФО | 3% | 88% | 8% | 0% | 0% | 0% |
Приволжский ФО | 2% | 45% | 43% | 8% | 2% | 0% |
Северо-Западный ФО | 2% | 52% | 37% | 7% | 2% | 0% |
Северо-Кавказский ФО | 0% | 89% | 10% | 0% | 0% | 0% |
Сибирский ФО | 8% | 75% | 12% | 4% | 0% | 0% |
Уральский ФО | 5% | 31% | 45% | 14% | 6% | 0% |
Центральный ФО | 7% | 39% | 28% | 21% | 4% | 1% |
Южный ФО | 2% | 66% | 28% | 4% | 0% | 0% |
Убыточность полисов
По договорам ОСАГО Такси, заключенным в 2018–2022 годах, сумма выплат превысила сумму полученных по ним страховых премий на 1 млрд рублей, что составляет около 6,5% собранных за указанный период премий.
По полисам, оформленным в 2022 году, основная часть убытков уже заявлена потерпевшими и оплачена страховщиками. Суммарные выплаты страхового возмещения по ним составляют 83% собранных премий, при этом еще не все убытки урегулированы.
Большинство договоров, заключенных в 2023 году, еще действует, по ним еще будут происходить страховые случаи и производиться выплаты. По таким полисам на 29.02.2024 уже произведено страховых выплат на сумму более 30% страховых премий.
Таблица 4. Премии и выплаты по полисам ОСАГО Такси
Год заключения договора | Количество оплаченных убытков, ед. | Страховая премия, млрд руб. | Сумма выплат, млрд руб. | Соотношение выплат к премиям, % |
2018 | 28 137 | 1,5 | 1,9 | 127 |
2019 | 39 927 | 2,2 | 2,8 | 123 |
2020 | 50 310 | 2,8 | 3,5 | 125 |
2021 | 57 644 | 4,1 | 4,2 | 104 |
2022 | 48 595 | 4,7 | 3,9 | 83 |
2023 | 25 367 | 6,9 | 2,1 | 31 |
Соотношение выплат к премиям (коэффициент выплат) значительно варьируется по федеральным округам Российской Федерации. В таблице ниже приведены данные по полисам ОСАГО Такси, оформленным в 2022 году. Договоры этого периода уже закончили свое действие, и основная часть убытков по ним уже заявлена потерпевшими и оплачена страховщиками. По мере завершения процессов выплат по данным договорам коэффициент выплат будет увеличиваться.
Наибольший коэффициент выплат наблюдается в Дальневосточном (159%) и Сибирском (134%) федеральных округах. Наименьший коэффициент выплат — в Центральном (68%) и Северо-Западном (80%) федеральных округах.
Различие в структуре застрахованных по возрасту и стажу в Дальневосточном, Северо-Кавказском, Сибирском федеральных округах от остальных ФО не оказывает значительного влияния на соотношение выплат к премиям. Высокие коэффициенты выплат в этих регионах в основном связаны с низкой величиной регионального коэффициента, учитываемого при расчете стоимости полиса, из-за чего собираемых премий недостаточно для покрытия выплачиваемых убытков.
Таблица 5. Показатели ОСАГО Такси в разрезе федеральных округов по договорам, заключенным в 2022 году
Федеральный округ (ФО) | Средняя премия, руб. | Соотношение выплат к премиям, % | Частота страховых случаев, % |
Дальневосточный | 23 901 | 159 | 45,6 |
Приволжский | 20 013 | 102 | 26,0 |
Северо-Западный | 31 365 | 80 | 31,1 |
Северо-Кавказский | 18 298 | 127 | 26,6 |
Сибирский | 24 568 | 134 | 42,2 |
Уральский | 25 810 | 98 | 31,0 |
Центральный | 29 829 | 68 | 25,7 |
Южный | 16 826 | 94 | 18,1 |
Общий итог | 26 483 | 83 | 27,3 |
Перестраховочный пул в ОСАГО
С апреля 2022 года обеспечить доступность полисов ОСАГО помогает перестраховочный пул. В 2023 году в него передано 71% договоров ОСАГО Такси (в 2022 году — 76%). Это практически в 8,6 раза больше, чем для договоров ОСАГО легковых транспортных средств в целом. В пул обычно передаются потенциально убыточные договоры (заключены с применением максимально возможной базовой ставки как показателя уровня риска, то есть по верхней границе коридора), чтобы возникающие по ним убытки возмещались за счет всех компаний, работающих в сегменте ОСАГО. Высокая доля передаваемых в пул полисов ОСАГО Такси является следствием их высокой убыточности.
Передача в пул существенной доли договоров ОСАГО Такси характерна для федеральных округов с высокими значениями коэффициента выплат (для многих населенных пунктов и территорий в таких округах действует значение территориального коэффициента, которого недостаточно для покрытия выплат), в том числе для Дальневосточного и Северо-Кавказского.
Таблица 6. Перестраховочный пул ОСАГО Такси по федеральным округам по договорам, заключенным в 2023 году
Федеральный округ (ФО) | Количество полисов | Доля полисов, переданных в пул, % | |
Дальневосточный ФО | 15 767 | 94 | |
Северо-Кавказский ФО | 9 125 | 91 | |
Южный ФО | 29 793 | 83 | |
Сибирский ФО | 16 314 | 80 | |
Приволжский ФО | 21 659 | 77 | |
Уральский ФО | 6 148 | 71 | |
Центральный ФО | 122 264 | 63 | |
Северо-Западный ФО | 26 002 | 58 | |
Общий итог | 247 827 | 71 |
Ответственное структурное подразделение: Департамент страхового рынка.