Средний размер возмещения по полису ОСАГО мототранспорта в 2023 году составил 93,6 тыс. рублей. Это на 6% больше, чем по страховкам владельцев обычных легковых авто, подсчитал Банк России.
Величина компенсации ущерба, нанесенного имуществу потерпевших, по полисам мотоциклистов на 1% превысила показатель по страховкам легковушек. В то же время выплаты, связанные с причинением вреда жизни и здоровью, были выше на 29%. Их размер в среднем составил 258 834 рубля. Это объясняется более серьезными последствиями для пострадавших по вине мотоциклистов (прежде всего, пассажиров самих мотоциклов, а также пешеходов). Причем такие выплаты по полисам мотоциклистов назначались в 2,4 раза чаще, чем по страховкам обычных автовладельцев.
Полис ОСАГО мототранспорта в прошлом году в среднем стоил 2,2 тыс. рублей и был в 3,3 раза дешевле полиса обычной автогражданки.
При этом за 2023 год оформлено 357 тыс. таких полисов, что в 6,4 раза меньше числа официально зарегистрированных мотоциклов. Больше всего договоров заключили мотоциклисты Москвы и Московской области, а также Санкт-Петербурга. На эти регионы суммарно приходится 33,8% полисов ОСАГО мототранспорта.
Банк России впервые публикует углубленную статистику по ОСАГО для мотоциклов.
Обзор показателей страхования ОСАГО мототранспорта
Информация представлена по данным автоматизированной информационной системы Российского союза автостраховщиков по состоянию на 29.02.2024, если не указано иное.
Основные факты
1. В 2023 году было оформлено 357 тыс. полисов ОСАГО Мотоциклы, из которых 351 тыс. — с физическими лицами и 6 тыс. — с юридическими. Это в 6,4 раза меньше числа официально зарегистрированных мотоциклов (по данным ГИБДД их насчитывается примерно 2,3 млн). Средняя стоимость полиса ОСАГО Мотоциклы в 2023 году составила 2210 рублей, что в 3,3 раза ниже средней цены полиса ОСАГО легковых транспортных средств физических лиц (не такси), то есть для обычных автовладельцев.
2. Размер средней выплаты по страховому случаю, произведенной в 2023 году, составил 93 574 рубля (+12,5% к 2022 году), при этом средняя выплата за вред, причиненный имуществу, была равна 86 350 рублей; за вред, причиненный жизни и здоровью, — 258 834 рубля.
3. Согласно данным об урегулированных в 2023 году убытках, размер средней выплаты по страховому случаю по полисам ОСАГО Мотоциклы выше на 6%, чем по ОСАГО легковых транспортных средств физических лиц (не такси). Возмещения по страховым случаям с причинением вреда жизни и здоровью в мототранспорте встречались в 2,4 раза чаще в сравнении с полисами ОСАГО обычных автовладельцев. Более того, страховое возмещение по таким страховым событиям в среднем оказывалось выше на 29% (прежде всего из-за более серьезных последствий для жизни и здоровья пострадавших пассажиров мотоциклов и пешеходов). В то же время средняя выплата за вред, причиненный имуществу, по полисам ОСАГО Мотоциклы была только на 1% выше, чем по полисам ОСАГО обычных автовладельцев.
4. Договоры, заключенные в 2022 году, закончили свое действие, значительная часть убытков по ним уже урегулирована. По таким полисам возможно рассмотреть статистику страховых случаев: частота страховых случаев по договорам ОСАГО Мотоциклы в 3,7 раза ниже (с учетом сезонности использования мотоциклов), чем по полисам ОСАГО обычных автовладельцев.
5. До 2023 года, помимо страховых выплат потерпевшим по полисам ОСАГО Мотоциклы, страховщики покрывали за счет собственных средств значительные дополнительные расходы, возникающие в процессе прямого возмещения убытков. Совокупная величина страховых выплат и дополнительных расходов значительно превышала величину страховых премий в 2018 — 2019 годах, а в 2020 — 2021 годах составляла порядка 85% собираемых премий. Произошедшее в конце 2022 года изменение системы урегулирования убытков значительно снизило размер таких дополнительных расходов.
6. С 2022 года действует перестраховочный пул, в котором каждый страховщик ОСАГО может перестраховать свои риски по потенциально убыточным договорам (заключены с применением максимально возможной базовой ставки как показателя уровня риска). Возникающие по переданным в пул договорам убытки покрываются за счет всех компаний, работающих в сегменте ОСАГО. В перестраховочный пул передается 25,6% договоров ОСАГО Мотоциклы, что в 3,1 раза больше, чем для договоров ОСАГО легковых транспортных средств физических лиц (не такси).
Количество полисов и средняя премия
Количество полисов ОСАГО Мотоциклы составляет порядка 1% от общего количества полисов ОСАГО. Подавляющее большинство полисов ОСАГО Мотоциклы заключаются с физическими лицами.
Средняя премия по полису ОСАГО Мотоциклы в 2023 году составила 2210 рублей (+568 рублей к 2022 году), по полисам с физическими лицами — 2177 рублей (+561 рубль к 2022 году), с юридическими лицами — 4150 рублей (+941 рубль к 2022 году).
Мототранспорт зачастую используется сезонно, в большей степени в летнее время, тем не менее более трех четвертей мотоциклистов (78,6%) в 2023 году оформили страховой полис ОСАГО Мотоциклы на весь год.
Таблица 1. Показатели ОСАГО Мотоциклы по периодам использования в Российской Федерации за 2023 год
Периоды использования | Количество полисов, тыс. шт. | Доля по количеству полисов, % | Средняя премия, руб. |
До 3 месяцев | 3 | 0,8 | 1 286 |
3 месяца | 16 | 4,5 | 1 498 |
От 4 до 5 месяцев | 10 | 2,8 | 1 741 |
6 месяцев | 38 | 10,8 | 1 908 |
От 7 до 11 месяцев | 9 | 2,6 | 2 185 |
12 месяцев | 280 | 78,6 | 2 319 |
Общий итог | 357 | 100,0 | 2 210 |
Региональная структура
Наибольшее количество договоров ОСАГО Мотоциклы заключается в Москве (17,2%) и Московской области (11,0%), далее идет Санкт-Петербург (5,6%). Доля каждого из остальных регионов не превышает 5%.
Частота аварий, происходящих по вине водителей мототранспорта
Частота страховых случаев (отношение количества страховых случаев по договорам, заключенным в определенный год, к количеству таких договоров) по договорам ОСАГО Мотоциклы в 3,7 раза ниже с учетом сезонного использования мотоциклов, чем для самых распространенных полисов ОСАГО — легковых транспортных средств физических лиц (не такси).
Таблица 2. Частота страховых случаев с учетом периода использования ОСАГО Мотоциклы по договорам, заключенным в 2021 и 2022 годах
Количество лиц, допущенных к управлению | Доля по количеству заключенных договоров, % |
| Частота страховых случаев по году заключения, % |
|
| 2022 | 2021 | 2022 | 2021 |
Физические лица | 98,4 | 98,6 | 1,1 | 1,3 |
«Мультидрайв» | 2,7 | 5,3 | 2,0 | 1,6 |
1 | 84,8 | 84,4 | 1,1 | 1,3 |
2 | 10,7 | 8,8 | 1,0 | 1,0 |
3+ | 1,9 | 1,5 | 1,1 | 0,8 |
Юридические лица | 1,6 | 1,4 | 0,5 | 0,7 |
«Мультидрайв» | 95,5 | 98,5 | 0,5 | 0,7 |
Другие | 4,5 | 1,5 | 1,5 | 0,0 |
Всего | 100 | 100 | 1,1 | 1,3 |
Большинство договоров ОСАГО Мотоциклы физических лиц (65,6% полисов, оформленных в 2022 году) заключается с опытными (стаж от 10 лет) водителями в возрасте от 30 лет и старше. Эти договоры характеризуются наименьшей частотой страховых случаев среди полисов ОСАГО Мотоциклы (в 3 раза меньше страховых случаев в 2022 году, чем у молодых и неопытных). В 2022 году структура ОСАГО Мотоциклы по возрасту и стажу претерпела небольшие изменения, в том числе из-за распределения по возрастным группам мотоциклистов, которые вместо более дорогих полисов мультидрайв стали оформлять страховки с ограниченным числом лиц, допущенных к управлению мотоциклом.
Таблица 3. Частота страховых случаев с учетом периода использования ОСАГО Мотоциклы физических лиц в разрезе возраста и стажа водителей по договорам, заключенным в 2021 и 2022 годах
Стаж | Возраст | Доля по количеству заключенных договоров, % | Частота страховых случаев, % | ||
2022 | 2021 | 2022 | 2021 | ||
«Мультидрайв» | 2,70 | 5,30 | 2,00 | 1,60 | |
До 2 лет | до 29 лет | 3,30 | 2,80 | 2,90 | 2,80 |
от 30 до 49 лет | 7,80 | 5,70 | 1,40 | 1,60 | |
от 50 лет | 0,60 | 0,50 | 0,90 | 0,90 | |
От 3 до 9 лет | до 29 лет | 4,50 | 4,30 | 1,50 | 1,90 |
от 30 до 49 лет | 12,20 | 9,70 | 1,20 | 1,00 | |
от 50 лет | 2,00 | 1,90 | 0,60 | 0,80 | |
От 10 лет | до 29 лет | 1,30 | 1,20 | 1,30 | 1,10 |
от 30 до 49 лет | 39,00 | 34,80 | 0,80 | 0,90 | |
от 50 лет | 26,60 | 33,80 | 1,20 | 1,60 | |
Всего физических лиц | 100 | 100 | 1,10 | 1,30 |
Величина страховой премии по ОСАГО мототранспорта
Средняя стоимость полиса ОСАГО Мотоциклы в 2023 году составила 2210 рублей (на 568 рублей больше, чем в 2022 году). Это в 3,3 раза ниже величины средней страховой премии по ОСАГО для обычных автовладельцев.
В то же время, страховая премия по ОСАГО Мотоциклы существенно зависит от региона (таблица 4) и периода использования мотоцикла (таблица 1).
Таблица 4. Распределение размера премии ОСАГО Мотоциклы, рублей по договорам, заключенным в 2023 году
Тип страхователя / федеральный округ (ФО) |
|
| Диапазон премии, тыс. руб. / доля полисов, % |
|
|
|
| (0; 1] | (1; 2] | (2; 3] | (3,;4] | (4; 5] | (5; ∞) |
Страхователь — физическое лицо | 11 | 52 | 21 | 9 | 3 | 5 |
Дальневосточный ФО | 19 | 53 | 16 | 5 | 3 | 4 |
Приволжский ФО | 14 | 53 | 19 | 7 | 3 | 4 |
Северо-Западный ФО | 9 | 49 | 24 | 9 | 3 | 5 |
Северо-Кавказский ФО | 19 | 58 | 13 | 3 | 2 | 5 |
Сибирский ФО | 20 | 51 | 16 | 6 | 3 | 4 |
Уральский ФО | 11 | 56 | 19 | 8 | 3 | 4 |
Центральный ФО | 7 | 50 | 23 | 11 | 3 | 5 |
Южный ФО | 12 | 55 | 18 | 6 | 3 | 6 |
Страхователь — юридическое лицо | 16 | 10 | 13 | 12 | 12 | 37 |
Убыточность полисов
В таблицах ниже представлена информация об отношении выплат к премиям по ОСАГО Мотоциклы. До 2023 года, помимо страховых выплат потерпевшим по полисам ОСАГО Мотоциклы, страховщики за счет собственных средств покрывали дополнительные расходы на прямое возмещение убытков — в среднем 35% от страховых выплат. Произошедшее в конце 2022 года изменение системы урегулирования убытков значительно снизило размер таких дополнительных расходов, влияющих на общий размер убытков страховщиков.
По полисам, оформленным в 2022 году, основная часть убытков уже заявлена потерпевшими и оплачена страховщиками. Выплаты по ним составляют 47% собранных премий, при этом еще не все убытки урегулированы.
Таблица 5. Премии и выплаты по полисам ОСАГО Мотоциклы
Год заключения договора | Количество оплаченных убытков, ед. | Страховая премия, млн руб. | Сумма выплат, млн руб. | Отношение выплат к премиям, % | Дополнительные расходы на урегулирование убытков, млн руб. | Отношение выплат с учетом дополнительных расходов к премиям, % |
2018 | 4 374 | 352 | 340 | 96 | 157 | 141 |
2019 | 4 317 | 367 | 331 | 90 | 131 | 126 |
2020 | 3 280 | 415 | 252 | 61 | 103 | 86 |
2021 | 3 990 | 494 | 314 | 64 | 100 | 84 |
2022 | 3 211 | 589 | 279 | 47 | 51 | 56 |
2023 | 2 129 | 788 | 184 | 23 | 1 | 24 |
Отношение выплат к премиям значительно варьируется по федеральным округам Российской Федерации. Наибольшее значение отношения выплат к премиям наблюдается в Дальневосточном федеральном округе (156%). Это в значительной мере связано с повышенным уровнем риска недобросовестных действий в этом субъекте Российской Федерации и низкими значениями регионального коэффициента, учитываемого при расчете стоимости полиса, из-за чего собираемых премий недостаточно для покрытия выплачиваемых убытков.
Таблица 6. Показатели ОСАГО Мотоциклы в разрезе федеральных округов по договорам, заключенным в 2022 году
Федеральный округ (ФО) | Доля полисов, % | Средняя премия, руб. | Отношение выплат к премиям, % | Отношение выплат с учетом дополнительных расходов к премиям, % | Частота страховых случаев, % |
Дальневосточный ФО | 7,5 | 788 | 156 | 160 | 2,2 |
Приволжский ФО | 12,6 | 1 618 | 37 | 46 | 0,9 |
Северо-Западный ФО | 10,5 | 1 892 | 34 | 42 | 0,9 |
Северо-Кавказский ФО | 2,4 | 1 067 | 66 | 89 | 0,9 |
Сибирский ФО | 12,6 | 1 196 | 75 | 86 | 1,5 |
Уральский ФО | 8,4 | 1 625 | 41 | 47 | 0,9 |
Центральный ФО | 38,4 | 1 935 | 40 | 47 | 1,1 |
Южный ФО | 7,6 | 1 646 | 47 | 63 | 1,0 |
Общий итог | 100 | 1 642 | 47 | 56 | 1,1 |
Перестраховочный пул в ОСАГО
С апреля 2022 года обеспечить доступность полисов ОСАГО помогает перестраховочный пул. В него передается 25,6% договоров ОСАГО Мотоциклы, что практически в 3,1 раза больше, чем для договоров ОСАГО легковых транспортных средств физических лиц (не такси). В пул обычно передаются потенциально убыточные договоры (заключены с применением максимально возможной базовой ставки как показателя уровня риска, то есть по верхней границе коридора), чтобы возникающие по ним убытки возмещались за счет всех компаний, работающих в сегменте ОСАГО. Наибольшая доля договоров ОСАГО Мотоциклы, передаваемых в пул, характерна для федерального округа с наибольшим значением коэффициента выплат — Дальневосточного ФО. Частота страховых случаев по полисам ОСАГО Мотоциклы 2022 года, переданным в перестраховочный пул, на 14% выше чем по полисам ОСАГО Мотоциклы, которые в перестраховочный пул не передавались.
Таблица 7. Перестраховочный пул ОСАГО Мотоциклы по федеральным округам по договорам, заключенным в 2023 году
Федеральный округ (ФО) | Количество полисов, шт. | Доля полисов, переданных в пул, % | |
Дальневосточный ФО | 9 367 | 50,7 | |
Приволжский ФО | 50 404 | 26,7 | |
Северо-Западный ФО | 42 742 | 18,8 | |
Северо-Кавказский ФО | 5 683 | 28,7 | |
Сибирский ФО | 36 390 | 29,6 | |
Уральский ФО | 32 674 | 25,8 | |
Центральный ФО | 148 218 | 21,2 | |
Южный ФО | 30 436 | 41,9 | |
Общий итог | 356 559 | 25,6 |
Ответственное структурное подразделение: Департамент страхового рынка.