Города, как и всё на земле, не вечны: они разрушаются, перестраиваются, гибнут во время стихийных бедствий и вражеских нашествий, переносятся на новые места, приобретают новый облик. Но есть в народных сказаниях сообщения о таинственном исчезновении городов или части городов: города или храмы исчезали под водой, уходили под землю или вдруг оказывались покинутыми всеми жителями.
Вода с древних времён имела сакральное значение для славян: воду считали кровью Матери Сырой Земли, водоразделом между миром земным и небесным, поэтому многие сказания связаны с водой. Самой известной русской легендой об исчезновении города под водой является сказание о граде Китеже.
Китеж
Согласно преданию, город, названный Большим Китежем, был построен в начале XIII века великим князем Георгием (Юрием) Всеволодовичем, основателем Нижнего Новгорода. Оказавшись однажды на берегу озера Светояр с прозрачной водой, князь настолько поразился красоте тех мест, что распорядился основать город с многочисленными храмами и белокаменными строениями. Китеж строился три года и по красоте стал превосходить многие города. Но в 1239 году (в 6747) он подвергся нападению «нечестивого и безбожного царя Батыя». Первыми погибли три богатыря, стоявшие на страже города – на месте их гибели появился святой источник Кибелек. Погибли и мужественно сражавшиеся у стен города воины, возглавляемые князем Георгием. Жители города с иконами в руках вышли на совместную молитву, и произошло невиданное чудо: затряслась земля, и город начал погружаться в озеро Светояр. Вода спрятала город. Монголы от испуга убежали в леса, где заблудились и погибли. Город Китеж исчез с поверхности земли. Но истинно верующие люди могут в чистой воде озера увидеть купола церквей и услышать звон церковных колоколов; грешным людям этого не дано.
По другим вариантам сказаний, Китеж вознесся в небо, ушёл под землю или просто стал невидимым. В народе место у озера Светояр считается чудодейственным местом силы. У представителей различных религиозных групп существует вера в новое появление города при пришествии Христовом.
Археологи и исследователи долгое время скептически относились к информации о существовании древнего города на берегу озера Светояр, обнаруживая в этом месте лишь отдельные предметы. К тому же исторические данные показывают, что князь Георгий погиб во время сражения в 1238 году во время сечи с монголами на реке Сити. Но в 2011 году на месте предполагаемого размещения Китежа были найдены следы древнего поселения, которое, возможно, стало прообразом легендарного города Китежа.
Клещин
О могущественной силе воды повествует легенда о городе Клещин, находившемся у Плещеева озера (Ярославская область).
Клещин славился своей неприступностью: с одной стороны его окружали земляные валы высотой от 3 до 7 метров, с другой стороны находился глубокий овраг. Враги не могли одолеть многолюдный город с оживленной торговлей. Но причиной гибели Клещина стали не враги: по какой-то причине Плещеево озеро невзлюбило жителей, и с озера на город пришёл густой туман, который вызвал у людей ужас и панику. В страхе жители спешно покинули свои дома и убежали из города. Город опустел мгновенно.
По другой легенде, Клещин был уничтожен пожаром в наказание за то, что принявшие христианство жители города сбросили с Александровой горы (Ярилиной плеши) Синий камень (Синь-камень). Этот 12-тонный валун, становившийся синеватым после дождя, был языческой реликвией. Неоднократные попытки христианских священников закопать камень, сбросить его в колодец или утопить в озере закачивались неудачей: камень вновь выходил на поверхность.
Исторический факт: в 1152 году князь Юрий Долгорукий перенёс город южнее, заложив Переславль-Залесский; многие жители Клещина переселялись в новый город, а Клещин постепенно опустел.
Синий камень и в наши дни является местом поклонения.
Тайны города Каменец
Легенды о городах связаны не только с исчезновением поселений, но и с невозможностью на сегодняшний день объяснить некоторые факты. К таким фактам относится появление Белой вежи (Белой башни) в городе Каменец (Брестская область Республики Беларусь).
Согласно летописям, Каменецкая башня была воздвигнута в XIII веке. Существующая и сейчас сторожевая башня имеет высоту около 30 метров, толщину стен около 2,5 метра и наружный диаметр башни около 14 метров. Необычная высота пятиярусной башни породила легенду о великанах, строивших её. Великаны были такие огромные, что они строили вежу, стоя на коленях. Достроив башню, великаны поднялись с колен и пошли гулять в пущу, оставив огромные следы на земле; на месте одного из следов возникло село Ступичево. Не удалось объяснить, зачем нужно было возводить такую высокую башню на отдельно стоящем островке.
Но возникновение Белой вежи – не единственная тайна города Каменец. Согласно Ипатьевской летописи, цитируемой в различных источниках, в городе была Благовещенская церковь, следов которой не удалось найти – она как сквозь землю провалилась, так же как, согласно легендам, ушла под землю Воскресенская монастырская обитель. Не обнаружено на территории Каменца и захоронений XIII-XIV веков; куда они делись и куда вообще ушли люди – осталось загадкой.
Исторические сведения сообщают только о том, что город Каменец и оборонительная башня в нём были основаны князем Владимиром Васильковичем для защиты от досаждавших городу литовцев и ятвягов.
Хутынь
Во многих легендах об исчезнувших городах прослеживаются религиозные мотивы, но хутынская история целиком построена на идее спасения от гибели молитвой и покаянием. Речь идёт о Новгороде Великом, на который Господь разгневался за грехи и беззаконие его жителей. Происхождение названия деревни Хутынь, расположенной в окрестностях Новгорода, объясняется по-разному: по одним источникам, оно означает «худое место», по другим, оно названо в честь божества тёмных сил по имени Худ. Места считались обителью нечистой силы.
Преподобный Варлаам, пришедший в эти места со своими сподвижниками, решил молитвами бороться с нечистью. Варлаам прославился чистотой помыслов и поступков, прозорливостью и чудотворением, за что православной церковью был причислен к лику святых. Незадолго до своей кончины преподобный Варлаам закончил построение каменного храма в Хутыни в честь Преображения Господня, где и был погребён. Земная жизнь святого окончилась в 1192 году, но новгородские сказания повествуют о том, что преподобный «в сияньи лучей» и «с омрачённым печалию ликом» восставал из гроба, чтобы предупредить Новгород о грядущей гибели от поднявшейся воды озера Ильмень, от мора и от пожара. Он сам неустанно молился и просил новгородцев покаяться. Только когда святой понял, что молитвы услышаны, он вновь упокоился.
В легенде проявлена губительная сила воды, которая отступила перед силой молитвы.
Жители подземного города
Самой распространённой легендой о таинственных жителях подземных городов является предание о племени, названном «чудь белоглазая». О встречах с ними рассказывали новгородские купцы, ходившие на Верхний Урал. Неизвестно, по какой причине таинственный народ, называвший себя «чакли», ушёл жить в подземные пещеры, но известно их описание: это были низкорослые люди со смуглыми лицами, на которых выделялись светло-голубые глаза, за что их и прозвали белоглазыми. «Чудью» славяне назвали их за непонятный язык. Чудь белоглазая обладала многими знаниями в области колдовства, была скрытной и никому не открывала тайны входа в подземные хранилища несметных богатств. По легенде, сопротивляясь христианизации (или захвату), таинственный народ погрёб себя под землёй, обрушив своды большой пещеры. Название племени сохранилось в топонимике: Чудское озеро, Чудский берег, Передние Чуди и т.п.
По поводу этнической принадлежности чуди белоглазой, происхождения племени и причин его исчезновения в науке единого мнения нет. Чудь относят к народам манси, коми и даже ариям; местонахождением племени называют также Алтай.
Изображение (фото): портал "Культура.РФ"
Исторические события:
Участники событий и другие указанные лица: